Статья опубликована в № 3292 от 22.02.2013 под заголовком: Список Зандера

В Доме фотографии открылась выставка Августа Зандера

«Август Зандер Портрет. Пейзаж. Архитектура» – выставка уважаемого классика в Московском доме фотографии. Неожиданно не скучная
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924 г.
Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер вписан в историю мировой фотографии не потому, что снимал хорошо, у него есть вполне безыскусные кадры, а потому, что знал, что снимать. У него была цель – составить объективную картину окружающего мира, сначала социального, потом и природного. Обессмертила его имя книга «Лицо нашего времени» – Зандер много лет, начиная с 1911 г., портретировал немцев разных профессий и социальных групп, так и представляя их в подписях: «Буфетчик», «Адвокат», «Пастор», «Циркачи», «Слепорожденные дети», «Кретин», «Член парламента (демократ)», «Коммунист».

Он не выбирал своих героев специально, как типичных представителей профессии, – фотографировал своих клиентов (у Зандера было фотоателье), знакомых. Не всегда вводил в портрет опознавательные знаки профессии, поэтому адвоката на его снимках можно признать за врача или гипнотизера, если не смотреть на подписи. Но часто довольно неуклюже подсказывал зрителю, кто же перед ним: тенор на его снимке картинно кутает горло в меховой воротник, художник стоит у мольберта.

Иногда Зандер делал исключения, особенно для людей искусства, и в скобках ставил собственное имя героя. На выставке, например, представлены два портрета с подписью «Композитор» – под одним уточнение «Рихард Штраус», под другим – «Пауль Хиндемит». Но чаще всего людей науки и искусства можно узнать по глубокомысленно нахмуренным лицам, как дорожного рабочего по лопате. Под одной из его фотографий стоит подпись «Познавая человека. Художник за работой», вот и Зандер, и его герои, работая, познавали.

В книге Сьюзен Сонтаг «О фотографии» Зандеру посвящено несколько не слишком лестных страниц. Она упрекает фотографа в «псевдонаучной нейтральности» и снобизме, справедливо утверждая, что тот «приспосабливал свой стиль к рангу фотографируемого».

Умница Сонтаг во всем права, непонятно только, почему на открытии выставки Зандера публика внимательно рассматривала каждый из полутора сотен снимков, вглядываясь в лица давно умерших людей, сфотографированных без изысков и эмоций, для каталога.

В фотографиях Зандера есть притягательная правдивость и основательность, вызывающие доверие именно из-за отсутствия большой художественности, всегда немного подозрительной – не разыгрывают ли нас. Мир, который представляют люди всевозможных профессий, кажется устойчивым и справедливым именно благодаря множественности социальных ролей, здесь у каждого есть свое место и полезная жизненная роль. Даже у кретина, снятого, как подметила Сонтаг, так же бесстрастно, как каменщик. Но это ощущение стабильности ложное.

Кроме портретов на выставке показывают картины природы и города Кельна 30-х годов, почтенного, безмятежно спокойного, набожного (судя по множеству шпилей с крестами). Через десять лет бомбежки превратят его в руины, социум, отснятый Зандером, исчезнет еще раньше.

До 26 мая

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more