В Доме фотографии открылась выставка Августа Зандера

«Август Зандер Портрет. Пейзаж. Архитектура» – выставка уважаемого классика в Московском доме фотографии. Неожиданно не скучная
Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924 г./ Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер вписан в историю мировой фотографии не потому, что снимал хорошо, у него есть вполне безыскусные кадры, а потому, что знал, что снимать. У него была цель – составить объективную картину окружающего мира, сначала социального, потом и природного. Обессмертила его имя книга «Лицо нашего времени» – Зандер много лет, начиная с 1911 г., портретировал немцев разных профессий и социальных групп, так и представляя их в подписях: «Буфетчик», «Адвокат», «Пастор», «Циркачи», «Слепорожденные дети», «Кретин», «Член парламента (демократ)», «Коммунист».

Он не выбирал своих героев специально, как типичных представителей профессии, – фотографировал своих клиентов (у Зандера было фотоателье), знакомых. Не всегда вводил в портрет опознавательные знаки профессии, поэтому адвоката на его снимках можно признать за врача или гипнотизера, если не смотреть на подписи. Но часто довольно неуклюже подсказывал зрителю, кто же перед ним: тенор на его снимке картинно кутает горло в меховой воротник, художник стоит у мольберта.

Иногда Зандер делал исключения, особенно для людей искусства, и в скобках ставил собственное имя героя. На выставке, например, представлены два портрета с подписью «Композитор» – под одним уточнение «Рихард Штраус», под другим – «Пауль Хиндемит». Но чаще всего людей науки и искусства можно узнать по глубокомысленно нахмуренным лицам, как дорожного рабочего по лопате. Под одной из его фотографий стоит подпись «Познавая человека. Художник за работой», вот и Зандер, и его герои, работая, познавали.

В книге Сьюзен Сонтаг «О фотографии» Зандеру посвящено несколько не слишком лестных страниц. Она упрекает фотографа в «псевдонаучной нейтральности» и снобизме, справедливо утверждая, что тот «приспосабливал свой стиль к рангу фотографируемого».

Умница Сонтаг во всем права, непонятно только, почему на открытии выставки Зандера публика внимательно рассматривала каждый из полутора сотен снимков, вглядываясь в лица давно умерших людей, сфотографированных без изысков и эмоций, для каталога.

В фотографиях Зандера есть притягательная правдивость и основательность, вызывающие доверие именно из-за отсутствия большой художественности, всегда немного подозрительной – не разыгрывают ли нас. Мир, который представляют люди всевозможных профессий, кажется устойчивым и справедливым именно благодаря множественности социальных ролей, здесь у каждого есть свое место и полезная жизненная роль. Даже у кретина, снятого, как подметила Сонтаг, так же бесстрастно, как каменщик. Но это ощущение стабильности ложное.

Кроме портретов на выставке показывают картины природы и города Кельна 30-х годов, почтенного, безмятежно спокойного, набожного (судя по множеству шпилей с крестами). Через десять лет бомбежки превратят его в руины, социум, отснятый Зандером, исчезнет еще раньше.

До 26 мая