В Москве и Питере появился «Собиратор»

Спецкор «Пятницы» выяснила, что ждет человека, который решит проявить экологическую сознательность

Узнав, что я специально тащила сюда мытую и аккуратно сложенную тару, они начинают хохотать

В Москве появился очередной проект, помогающий раздельному сбору мусора, – «Собиратор». Пока он работает как интернет-площадка для добровольцев: связывает автовладельцев и тех, кто копит макулатуру, пластиковую тару, стекло и алюминиевые банки для переработки, но не имеет под боком пункта сбора вторсырья. Общаться с волонтерами «Собиратора» дело не хитрое, а вот сдать потом мусор – занятие не из приятных.

– Виктория? – я звоню на мобильный девушке, живущей неподалеку, ее адрес и контакты я нашла на интерактивной карте Москвы, зарегистрировавшись на сайте sobirator.org (в феврале там появилась также карта Санкт-Петербурга). – Я хочу забрать у вас завтра утром вторсырье, это удобно?

Виктория рада: не ожидала звонка на следующий день после того, как повесила объявление. А я ищу на сайте «Собиратора» ближайшие пункты приема вторсырья. Там отмечено всего пять точек, но единственная удобная для меня – на дизайн-заводе «Флакон» – как раз во вторник не работает.

Тогда я перехожу по ссылке на тематическую карту на сайте «Гринпис России» и нахожу там передвижной приемный пункт на Авангардной улице. Под описанием висит комментарий его владельца: «Пункт закрыт районной управой и вывезен в неизвестном направлении 05.01.13. Говорят, району этот вид деятельности не нужен». Я нахожу поблизости еще два пункта, где принимают все, кроме стекла. Их телефоны молчат, но я решаю ехать.

На следующий день я забираю у Виктории три больших пакета с макулатурой, картонными упаковками и металлическими банками и крышками.

– Знакомые смеялись, когда я начала раздельный сбор, – рассказывает Виктория, отвлекаясь от агукающего младенца. – Но меня эта тема очень волнует. Думаю, как организовать процесс, чтобы не зависеть от волонтеров.

Я везу мусор на Ижорскую улицу. Съехав с МКАД, оказываюсь в промзоне и сворачиваю к первому попавшемуся зданию. Паркуясь, радостно замечаю над входом буквы: «Перерабатывающее». Выхожу из машины и читаю внимательно: «Рыбоперерабатывающее предприятие».

– А где соседний дом, номер пять? – спрашиваю охранника при входе.

– У местных спросите, – пожав плечами, отвечает он.

Оглядевшись, я замечаю лишь одинокого мужчину возле «Жигулей». Двинувшись к нему с вежливой улыбкой, вижу молоток в руке и, затаив дыхание, прохожу мимо.

Проехав немного, обнаруживаю за соседним забором нужный дом.

– Компания «Чистый город»? – спрашивает охранник. – Есть такая в списке, но территория у нас большая, ищите сами.

Я иду с пакетами в арку, по пустому двору мимо сломанных машин. У закрытых дверей ни одной таблички.

– «Чистый город»? – хмурится водитель возле своего грузовика. – Мусорка, что ли? Иди вдоль забора до ворот.

«Чистый город» действительно оказывается небольшой свалкой. У ворот стоит морщинистый водитель мусоровоза и молодой человек в кожаной куртке с меховым воротником. Узнав, что я специально тащила сюда мытую и аккуратно сложенную тару, они, переглянувшись, начинают хохотать.

– Я зря везла? Вы не отдаете вторсырье на переработку?

Мужики, утирая от смеха слезы, объясняют, что отдают, но мусор разделяют у них специальные «узбеки», а «не физические лица, вы первая приехали». Но раз уж принесла свои пакеты, могу кинуть их в общую кучу. Они снова хохочут, а я покорно иду к зловонной горе выше человеческого роста.

– Даже в этом случае есть смысл разделять мусор, ополаскивать тару и везти, – уверяет меня одна из организаторов проекта «Собиратор» Валерия Коростелева. – В Москве подавляющая часть отходов просто свозится на свалки и полигоны. В нынешних условиях на сортировочных станциях и так не больше 30% идет на переработку, а если эти отходы смешаны с пищевыми и производственными, то эффективность работы станции падает до 5%.

«Собиратор» на своей карте отмечает только эффективные пункты приема, где к тому же сдавать мусор не противно (на «Флаконе», Artplay, в Битцевском парке): там есть баки для каждого вида отходов, нормальный запах и над посетителями никто не смеется.

– Мы хотим, чтобы сбор и переработка вторсырья у нас сложились в удобную систему, – продолжает Коростелева, – так что сайт для волонтеров должен стать лишь винтиком в огромном механизме «Собиратора».

Сейчас организаторы ведут переговоры с представителями торговых сетей об установке баков для раздельного сбора мусора и разыскивают компании, которые помогут участникам волонтерского интернет-сообщества вывозить отходы. Но главное – они пытаются работать с чиновниками. Сейчас, например, участвуют в разработке программ столичного Департамента ЖКХ и благоустройства по сбору и переработке ртутных ламп и батареек.

– Вопрос не только в том, как донести информацию до жителей и обязать управляющие компании организовать сбор, – рассказывает Валерия. – В России, например, использованные батарейки просто не перерабатываются. Надо придумать, что с этим делать.