«Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов»: Выставка рисунков открылась в Пушкинском музее

«Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» – выставка графики художника. Музейная оказалась зрелищнее принадлежащей паевому фонду «Атланта арт»
Рисунки Карла Брюллова очень милы / Д. Абрамов / Ведомости

В Пушкинском музее открылась выставка, инициатором которой – сомнений нет – стал закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей «Атланта арт», купивший три года назад альбом рисунков Карла Брюллова.

Музейные выставки теоретически должны повысить капитализацию 33 листов (один из них титульный с подписью Брюллова), оцененных в лестные для собрания русской графики $4,4 млн. Хотя на выставке соседство с рисунками из Пушкинского и Русского музеев для так называемого «Итальянского альбома» фонда не выигрышное. В альбоме – монохромные наброски и эскизы, в музеях – законченные жанровые сценки (фривольно-развлекательные) или красочные портреты натурщиков в национальных костюмах – все итальянцев и из итальянской жизни.

Зато соседство это полезное – сравнение рисунков, хранящихся в музеях, со ставшими активом фонда должны демонстрировать их родство, для специалистов, как считает куратор выставки Олег Антонов, очевидное. Он также трактует эскизы и наброски «Итальянского альбома» как раскрывающие «творческую лабораторию».

Происхождение «Итальянского альбома» кажется вполне прозрачным. Часть рисунков была подарена автором графине Стефании Витгенштейн в Риме в апреле MDCCCXXXII года (так написано Брюлловым на титульном листе). Потом коллекция пополнялась, оставаясь в семье до 1995 года, когда ее купил и впервые опубликовал банк «Столичный», вскоре закончивший существование.

«Атланта арт» рисунки переиздал в книге-каталоге к выставкам Карла Брюллова, знаменитого и неизвестного, в Русском музее (открылась в прошлом феврале) и в Пушкинском. Добавив новые исследования, подтверждающие и так, кажется, понятное авторство.

Но только «творческой лабораторией» художника выставка зрителей не удержит. Интерес публики должны возбудить жанровые сценки из собрания Русского музея. Дамы в теле (приятно пышном), посылающие поцелуи из окна, любовники на крылечке, эротические сны бабушки, внучки и монашенки – совсем салонный, игривый, сладкий, даже слащавый Брюллов действительно мало известен.

Эти рисунки, обнаруженные в 1920 году, также не сразу признали принадлежащими автору величественного «Последнего дня Помпеи». Но признали, и перекликающиеся с ними сюжеты из «Итальянского альбома» еще раз подтвердили – Брюллов.

До 12 мая