"Небосклон": Выставка современного искусства преобразила подвал планетария

Планетарий – лучшее место для выставки «Небосклон», самые причудливые арт-объекты выглядят там органично и значительно
Выставка «Небосклон» всем понятна/ А. Махонин/ Ведомости

Выставка в подземелье Московского планетария в очередной раз подтверждает известное – всякому искусству есть предназначение. Современному, как фрески – церкви, показаны брошенные промзоны и бесполезные подвалы. «Мусорное» или заумное искусство там никого не ранит, как в высокодуховных музеях. Нежилые, брошенные пространства символизируют неопрятное, но продуктивное человеческое подсознание, где могут рождаться самые невероятные идеи, художественные или про полеты в небо.

В «Небосклоне», организованном «Крокин галереей», участвует больше двадцати художников, в основном хорошо известных, их работы уже были показаны в белых галерейных стенах. И смотрелись там не так победно. Хотя серию больших черно-белых космических пейзажей Константина Батынкова или фотографий «Звездное небо» Юрия Аввакумова (в старые депрессивные фотографии отдаленных северных мест вмонтированы сверкающие звезды-стразы) перемена места не особенно затронула. Но вот двум завораживающим взгляд объектам Кирилла Александрова – кинетическому и оптическому, – похожим на важные создания научно-технической мысли, подвал планетария добавил пафоса.

«Небосклон» объявлен «выставкой современного искусства про Землю и Космос». По смыслу она традиционная, на давно освоенные искусством темы: жажда полета, поэзия звездного неба, загадочность научных работ с их витиеватыми формулами и виртуозными чертежами. По форме также не слишком новаторская – движущие объекты, видеопроекции, фотографии, живопись. Воспринимается она легко, с интересом и рассчитана на самого разного зрителя, на любителя современного искусства не меньше, чем на случайно зашедшего.

Не надо обладать специальными познаниями и опытом, чтобы очаровываться оптическими эффектами «Сферы» Платона Инфантэ или наблюдать печальную фото- и видеоисторию Леонида Тишкова про человека, снявшего луну с неба и мыкающегося с ней. И даже легкомысленная, рассчитанная на внешний эффект работа Татьяны и Сергея Костиковых – пирамидальная свалка огромных битых фарфоровых яиц – имеет возвышенное название «Хрупкость бытия».

Очень жаль, если такая удачная, уместная, поэтическая и понятная выставка не соберет зрителей. Ну нет доверия у людей к современному искусству, нет привычки его смотреть, классическое куда сложнее, но зато проверено временем – не обманет.

До 24 апреля