Фильм “Неуловимые”: В бой, скаут!

В российский прокат выходит боевик «Неуловимые» – своего рода американский вариант «Молодой гвардии», в которой юные патриоты бьются с захватчиками из КНДР
По воле сценариста партизанские действия разворачиваются на оккупированном западе США/ ВОЛЬГА

Спокойный американский городок в штате Вашингтон. Тихое утро. Вдруг – корейское вторжение! Перепуганные жители выбегают на улицу и видят, что в небе летят бомбардировщики и плавает множество огромных белых медуз, но это не медузы! Это десантники, начавшие расстреливать мирное население еще с воздуха.

Оказывается, после смерти Ким Чен Ира к власти в Северной Корее пришел его наследник, но не тот, который пришел в реальности, а другой, злобный, давно грозивший стереть США с лица земли.

Братья Мэтт (старшеклассник) и Джеб (морпех, приехавший из Ирака в отпуск), выбежав из дому, прыгают в машину и спешат на помощь знакомым. Однако знакомых уже успели поймать захватчики. Еле-еле удается отбить и увести в лес нескольких старшеклассников. Из них Джеб составит партизанский отряд. Будет учить их закладывать бомбы, стрелять и добывать пропитание, грабя закусочные Subway (в лучшей сцене фильма юный налетчик на глазах у изумленных официантов доверху наполняет ведро из крана с кока-колой). На резонный вопрос, как десять школьников могут отразить атаку сотен тысяч корейцев, Джеб изрекает: «Даже мелкая блоха способна взбесить большую собаку!»

Тут пора перевести дыхание. Все понимают, что в современной геополитической ситуации большая собака – это как раз США, а блоха – это Северная Корея, не способная справиться не то что с Америкой, но даже и со своей соседкой, Кореей Южной. Объяснить, по какой дикой прихоти сценаристов КНДР напала на янки, невозможно, если не знать предысторию.

«Неуловимые» в оригинале называются «Красный рассвет» (Red Dawn), и это ремейк одноименного фильма, снятого в 1984 г. Джоном Милиусом. Там на США нападали советские и кубинские войска. В тот момент коммунисты действительно представлялись опасными врагами и расклад казался если не правдоподобным, то хотя бы не откровенно шизофреничным.

В новой версии врагами были китайцы и русские. «Красный рассвет» сняли в 2009 г., а выпустить планировали в 2010-м, но студия MGM обанкротилась, фильм лег на полку. Пока он там валялся, кто-то сообразил, что Китай – слишком выгодный для Голливуда рынок и ссориться с тамошними киночиновниками не стоит. Потому уже на стадии постпродакшна все диалоги были изменены: так китайцы стали корейцами. Этот рынок не жалко.

Русские же в картине остались. Более того, как следует из одного диалога, мы захватили все Восточное побережье США (действие разворачивается на западном). Однако отзываются о русских герои без ненависти, а наоборот, с определенным пиететом: Россия ведь тоже major market, очень серьезный рынок для голливудских картин. Так, Джеб в какой-то момент видит мужчину с суровым, как наждак, лицом и в ужасе восклицает: «На нем голубой берет! Он – русский спецназовец!» «И в чем же он спец?» – пренебрежительно спрашивает одна из девушек. «В подавлении восстаний», – наставительно отвечает морпех.

Можно вспомнить сотни сюжетов, когда вчерашние школьники с широко распахнутыми глазами без предупреждения оказываются в гуще кровавых боевых действий. Тут, например, и «Молодая гвардия», и повесть Бориса Васильева «В списках не значился» (где юный лейтенант приезжает на службу в Брест вечером 21 июня 1941 г.), и вышедший у нас пару лет назад австралийский фильм с совершенно васильевским названием «Завтра была война» (Tomorrow, When The War Began – там австралийские школьники сражались с азиатскими захватчиками). Имя таким произведениям и таким персонажам легион.

Но даже в австралийской картине можно было сопереживать героям. Поэтому удивительно, насколько неинтересны оказываются американские школьники, которые в передышке между перестрелками жалеют, что у них нет возможности поиграть в Call of Duty. «Мы сейчас находимся в Call of Duty!» – возражает кто-то, и, судя по всему, именно эта игра вдохновляла сценаристов и режиссера, когда они прорабатывали характеры.

Если кого-то и можно запомнить в фильме, то Джоша Хатчерсона и Криса Хемсворта – и то лишь потому, что за три года, прошедших после съемок «Неуловимых», их лица успели примелькаться. Хатчерсон сыграл в «Детках в порядке» и «Голодных играх» (и никогда больше не делал такого жалобного лица, как здесь). Хемсворт появился в «Торе» и «Белоснежке и охотнике», где был столь же суров, как и в этой картине. Но тут все время кажется, что суровость его продиктована не желанием вжиться в образ, а боязнью случайно зевнуть перед камерой.