Статья опубликована в № 3307 от 18.03.2013 под заголовком: Разгром профкома

Фильм "За Маркса...": Разгром профкома

В прокат вышел фильм Светланы Басковой «За Маркса...» – прогремевший еще на летнем «Кинотавре» манифест нового политического, левого или, как говорят сами авторы, «нового советского кино»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Профсоюзные собрания проходят на фоне плаката к фильму Шукшина
baskova.com

Главная проблема с просмотром фильма Басковой в том, что надо все время напоминать себе: это не пародия, не пародия, не пародия. «За Маркса...» сделан не без гротеска, но всерьез: классовая борьба пролетариата и буржуазии, звериный оскал капитала, пробуждение сознательности в рабочих; давно мы такого не слышали и не видели.

В литейном цеху создан независимый профсоюз. На повестке дня – вопросы справедливой оплаты и улучшения условий труда. Активисты готовят митинг. Владелец завода (Владимир Епифанцев), узнав о профсоюзе, впадает в бешенство и требует убрать смутьянов. Один из активистов (Сергей Пахомов), струсив, предает товарищей. И т. д. – каждый поворот сюжета строго каноничен.

А характеры утопичны. Баскова показывает идеальных рабочих, которые не пьют и не матерятся, а играют в шахматы, наставляют молодежь, наизусть цитируют Белинского и повышают не только политическую, но и эстетическую сознательность. При заводе есть киноклуб, в нем показывают Годара и Аскольдова, рассказывают о французской «новой волне». Самый пытливый из профсоюзных лидеров, законспектировав лекцию, делится с товарищами информацией о различии принципов голливудского зрелища и брехтовской эстетики очуждения.

Это, конечно, настройка зрительского восприятия: тут фильм Светланы Басковой объясняет сам себя, предлагает публике относиться к показанному так, как завещал Брехт, – выключить эмоции, включить анализ.

С позиций теории к картине не подкопаться: «За Маркса...» последовательно использует ключевые темы и приемы левого искусства – от вопросов социальной справедливости до критической дистанции. На деле впечатление портит неистребимый привкус соц-арта, тоже левой художественной практики, но сделавшей главным инструментом иронию, а главным объектом критического анализа – ту самую советскую эстетику, к которой авторы «За Маркса...» пытаются декларативно вернуться.

Так в картине Светланы Басковой обнаруживается не заданный создателями, но принципиальный для современной художественной ситуации конфликт «левого» и «советского». Попытка поставить между ними знак равенства грозит обернуться балаганом. Вместо образов, отлитых в чугуне, получается комплект из папье-маше, пародийный не умышленно, но в силу своей картонной природы. Поэтому, например, трагические духовные метания рабочего-коллаборациониста неизбежно напоминают пьяный дебош курортника, которого тот же Пахомов играл в недавнем «Шапито-шоу» («Я здесь с 88-го года отдыхаю!»).

И это проблема не только важного, нужного и даже революционного фильма «За Маркса...». Пока «новые левые» не найдут точную дистанцию по отношению к советскому, вместо политической борьбы, видимо, будет получаться шапито.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more