Фильм "За Маркса...": Разгром профкома

В прокат вышел фильм Светланы Басковой «За Маркса...» – прогремевший еще на летнем «Кинотавре» манифест нового политического, левого или, как говорят сами авторы, «нового советского кино»
Профсоюзные собрания проходят на фоне плаката к фильму Шукшина/ baskova.com

Главная проблема с просмотром фильма Басковой в том, что надо все время напоминать себе: это не пародия, не пародия, не пародия. «За Маркса...» сделан не без гротеска, но всерьез: классовая борьба пролетариата и буржуазии, звериный оскал капитала, пробуждение сознательности в рабочих; давно мы такого не слышали и не видели.

В литейном цеху создан независимый профсоюз. На повестке дня – вопросы справедливой оплаты и улучшения условий труда. Активисты готовят митинг. Владелец завода (Владимир Епифанцев), узнав о профсоюзе, впадает в бешенство и требует убрать смутьянов. Один из активистов (Сергей Пахомов), струсив, предает товарищей. И т. д. – каждый поворот сюжета строго каноничен.

А характеры утопичны. Баскова показывает идеальных рабочих, которые не пьют и не матерятся, а играют в шахматы, наставляют молодежь, наизусть цитируют Белинского и повышают не только политическую, но и эстетическую сознательность. При заводе есть киноклуб, в нем показывают Годара и Аскольдова, рассказывают о французской «новой волне». Самый пытливый из профсоюзных лидеров, законспектировав лекцию, делится с товарищами информацией о различии принципов голливудского зрелища и брехтовской эстетики очуждения.

Это, конечно, настройка зрительского восприятия: тут фильм Светланы Басковой объясняет сам себя, предлагает публике относиться к показанному так, как завещал Брехт, – выключить эмоции, включить анализ.

С позиций теории к картине не подкопаться: «За Маркса...» последовательно использует ключевые темы и приемы левого искусства – от вопросов социальной справедливости до критической дистанции. На деле впечатление портит неистребимый привкус соц-арта, тоже левой художественной практики, но сделавшей главным инструментом иронию, а главным объектом критического анализа – ту самую советскую эстетику, к которой авторы «За Маркса...» пытаются декларативно вернуться.

Так в картине Светланы Басковой обнаруживается не заданный создателями, но принципиальный для современной художественной ситуации конфликт «левого» и «советского». Попытка поставить между ними знак равенства грозит обернуться балаганом. Вместо образов, отлитых в чугуне, получается комплект из папье-маше, пародийный не умышленно, но в силу своей картонной природы. Поэтому, например, трагические духовные метания рабочего-коллаборациониста неизбежно напоминают пьяный дебош курортника, которого тот же Пахомов играл в недавнем «Шапито-шоу» («Я здесь с 88-го года отдыхаю!»).

И это проблема не только важного, нужного и даже революционного фильма «За Маркса...». Пока «новые левые» не найдут точную дистанцию по отношению к советскому, вместо политической борьбы, видимо, будет получаться шапито.