Большая выставка Тимура Новикова представляет его идеальным героем

В Московском музее современного искусства открыта выставка Тимура Новикова. Так много работ лидера питерских художников поколения 90-х еще не выставляли
На выставке Тимура Новикова нет ничего мрачного/ А. Махонин/ Ведомости

Выставку Тимура Новикова открыли к его 55-летию, возраст не настолько катастрофический, чтобы требовалось ставить памятник. Жив бы был юбиляр – нет сомнений – по случаю выкинул бы нечто никем не ожидаемое. Но он умер 11 лет назад, и его большую выставку в Московском музее современного искусства только мемориальной и назовешь. Здесь о художнике и вожаке художников – только хорошее, высоким слогом. Здесь он представлен цельной личностью, мудрым стратегом, осознанно выстраивавшим свою и других не скучную жизнь, идеальным интеллектуальным героем.

Куратор выставки – искусствовед Екатерина Андреева принадлежит поколению и кругу Новикова, была его другом. В ее текстах для выставки есть теплые интонации, но они не мешают идти прямо к цели – классифицировать недавнее прошлое, разбить жизнь на периоды, определить место художника в искусстве и художественной жизни, акцентировать все достоинства, не называть проблем. Сделать это жизненно необходимо – работы Новикова присутствуют на всех почти сборных и тематических выставках современного русского искусства, их коллекционируют, продают, подделывают.

Процесс требует интеллектуального сопровождения и утверждения подлинного наследия. И если сам не напишешь историю про своих, кто-нибудь потом все перепутает или, совсем плохо, напишет про другое. Так надо, но материал выставки ученой серьезности и героизации сопротивляется.

Богемный дух, не только созидательный, насмешка, не обязательно добрая, мистификация, иногда шокирующая, рискованные шутки – все было в Новикове и видно прежде всего на сохранившихся видеозаписях, в фотографиях, шутовских фильмах. Без появляющегося на экране и фотографиях его лица выставка была почти тоскливой.

На ней много работ (из нескольких музеев и 15 частных коллекций, но больше всего из семьи художника) – 125, столько Новикова одновременно никогда не показывали. 100 и вовсе на публике появились впервые. Выставлены ранние картины и рисунки, живительный биографический мусор – любительские фотографии и афиши, несколько видео. Но основная нагрузка пришлась на «тряпочки».

По залам щедро развешаны текстильные панно разных лет – часть из них придуманы как декорации для концертов Виктора Цоя. На них много солнца. Случайному зрителю может показаться, что Новиков и был декоратором, любителем парчовых и шелковых тканей с нашитыми картинками.

Он им был, никто не спорит, и виртуозно умел блестящее превратить в драгоценное, коллаж – в пейзаж, аппликацию – в образ. Хотя именно на выставке стало видно, как со временем его текстильные панно становились все ровнее и разглаженнее, теряли артистичную небрежность. Возможно, потому, что он их уже не мог видеть.

Наверное, была необходимость выставить их так много, чтобы подтвердить авторство, права вдовы. Но как же жаль, что они скрыли образ живого, дерзкого, красивого, бесконечно артистичного «инспиратора», как правильно назвал Тимура Новикова художник Константин Звездочетов.

До 14 апреля