Выставка Пьера Жаме рассказывает о юной Дине Верни

Главная героиня выставки лирических фотографий Пьера Жаме – юная Дина Верни, одна из самых ярких женщин прошлого века
Пьер Жаме. Большой прыжок! Бель-Иль-ан-мер. 1937/ Collection Corinne Jamet

Выставка Пьера Жаме в Московском доме фотографии только называется «Ретроспектива. 1930–1970. Дина Верни и другие истории». Никаких других историй – отдельные лирические снимки оккупированного и освобожденного Парижа, актеров и музыкантов, красавиц на пляже, влюбленных в переходе под площадью Этуаль только сопровождают главное: серию фотографий про полную веселья жизнь обитателей молодежной коммуны в Вильнев-сюр-Оверс жарким, судя по снимкам, летом 1937 года.

Пьер Жаме и его камера были – и это видно – влюблены в восемнадцатилетнюю Дину Айбиндер, которая через год возьмет фамилию мужа – Верни. Под ней и останется: в истории искусств ХХ века – как модель, муза и наследница скульптора Аристида Майоля, в истории русского искусства – как покровитель художников советского андеграунда, в русском массовом сознании – как известная исполнительница блатных песен, выпевавшая «Постой, паровоз» с драматизмом, исключающим насмешку, и особенным выговором, обретенным русскими в первой эмиграции.

Молодежная серия Пьера Жаме, фотографа с небольшим, но приятным лирическим дарованием, хороша сама по себе. Смотреть приятно. Только молодой и счастливый человек мог снять таких же, как он, – сияющих красотой, энергией, удовольствием жить – непосредственно, естественно, просто и заразительно. Молодежь танцует, поет под гитару, шагает по дорогам, загорает и целуется. Красивы тут все, но Дина Верни лучше всех.

Ее крепкое тело, не раз появляющееся на фотографиях нагим, вылеплено природой образцово: маленькие круглые груди, гладкие полные бедра, выпуклые ягодицы – идеальная плоть. Майолю было за семьдесят, когда он встретил юную Дину, воплощавшую его телесный идеал, и он начал снова творить, обессмертив ее формы. Пьер Жаме сделал то же самое, в фотографии.

До 21 апреля