Выставка «Романовы. Начало династии» иллюстрирует русский XVII век

«Романовы. Начало династии» – юбилейная выставка Исторического музея, бесстрастно иллюстрирующая русский семнадцатый век
Знамя короля Сигизмунда III привезли из Стокгольма/ З.Джавахадзе/ ИТАР-ТАСС

Четырехсотлетие последней русской царской династии – не такая идеологически важная историческая дата, как громко отпразднованная в прошлом году победа над Наполеоном. Никаких специальных торжеств и народных ликований – хотя царствование первых Романовых для страны было благотворным, но гордиться принято военными подвигами, а не поступательным мирным развитием. Одно безусловно важно с поучительной стороны – с возведением на царский престол Михаила Романова кончилось разорительное Смутное время.

Со Смуты и начинается выставка «Романовы. Начало династии», а кончается европейской гравюрой с портретом Петра I. При его правлении, как справедливо заметил директор Исторического музея Алексей Левыкин, страна стала совсем другой. Какую именно Россию унаследовал «большевик на троне» от своего «тишайшего» отца и деда, вынужденного восстанавливать ее после разрухи, действительно ли темную, закрытую, бородатую, как думали советские школьники, или подготовленную к преобразованиям, открытую миру, – ответ на этот вопрос мог бы стать темой выставки. Но она бессюжетна, собранные из 16 музеев вещи бесстрастно иллюстрируют исторические события, ничего не акцентируя.

Смуту представляет известный портрет Лжедмитрия I, церемониальное знамя шведского короля Сигизмунда III, портрет королевича Владислава, очередного выдвиженца на российский престол, договор между шведским главнокомандующим и князем Шуйским о военной помощи. Избрание Михаила Романова на царство иллюстрируют икона и фонарь из костромского Ипатьевского монастыря – с ними (или с подобными) шло Великое посольство к будущему царю. Как Михаил Федорович укреплял страну, видно по жалованным грамотам, дарившим соратникам деревеньки на вотчину.

Обязательные для таких выставок личные вещи государей также присутствуют: синодик царевны Татьяны Михайловны, стакан Михаила Федоровича, иконостас Алексея Михайловича. Вещей, представляющих время, много, но образ его никак не складывается.

Исторические события, очевидно, надо излагать беспристрастно, но выставки, составленные без идеи, сюжета и азарта, неизбежно получаются скучными, даже про яркий, сложный, созидательный и переломный русский семнадцатый век.

До 30 июня