Как произведения искусства уберечь от стихийных бедствий

В каждом из швейцарских порто-франко хранятся произведения на сумму до $10 млрд

После всех землетрясений, потопов и торнадо по рядам страховщиков прокатилось цунами паники. Стихийные бедствия наподобие землетрясений в Японии и Новой Зеландии вкупе с политической нестабильностью на Ближнем Востоке привели к тому, что 2011 год стал самым затратным для страховых компаний: их убытки составили более 30 млрд фунтов.

Коллекционеры бросились скупать произведения искусства по астрономическим ценам и в беспрецедентных масштабах. А большинство своих приобретений – сдавать на хранение в несколько имеющихся хранилищ в порто-франко (см. стр. 65). До специализированных компаний по страхованию искусства дошло, что они оказались перед лицом неожиданных и неприемлемых рисков, которые могут стоить им десятков миллиардов фунтов. «До последнего времени этот мир был абсолютно закрытым и страховщики понятия не имели, какова истинная стоимость застрахованных ими сокровищ», – считает Адам Придо, ведущий брокер компании Blackwall Green, специализирующейся на страховании предметов искусства.

Посчитали – ужаснулись

Ни для кого не секрет, что многие коллекционеры приобретают художественные произведения с целью вложения средств, а порто-франко используют для того, чтобы скрыть места их хранения, а также избежать налогов и пошлин. В итоге большинство предметов искусства, которые не выставлены в музеях или частных коллекциях, хранятся в ограниченном числе порто-франко, в основном в Швейцарии. Однако теперь в соответствии с последними изменениями в таможенных законах Швейцарии все произведения, находящиеся в порто-франко этой страны, должны быть задекларированы. Кроме того, владельцам необходимо предоставить властям описание вещей, объявить цену и назвать страну происхождения. Именно эти изменения и привлекли внимание страховых компаний: обрабатывая полученную информацию, они начали осознавать степень риска и были вынуждены более тщательно проверять сделки.

В каждом из основных порто-франко, по некоторым оценкам, хранится произведений искусства в среднем на $10 млрд – невероятная цифра. «Это огромные художественные ценности. [По всему миру] их там на сотни миллиардов долларов, – говорит Придо. – Но точной информации нет ни у кого. Сегодня перед страховщиками встала острая необходимость выяснить, что там все-таки имеется».

И хотя все хранилища гарантируют высокий уровень безопасности, там сосредоточены слишком большие ценности, а страховщиков катастрофически мало. У компаний просто не хватит средств выплатить необходимые суммы в случае наступления страхового случая. Это вынудило фирмы прибегнуть к исключительным мерам, чтобы обезопасить себя от самого неблагоприятного сценария. Что, если самолет врежется в хранилище, расположенное рядом с аэропортом? Страховщики не смогут покрыть убытки, если в нем одновременно погибнут, допустим, Рембрандт, Тициан и пара Пикассо.

По словам Придо, сценарий с крушением самолета так напугал компании, что они начали думать, как избежать тяжелых последствий: «Они решили: «Черт, нам самим надо застраховаться!» И стали перекладывать дополнительные расходы на клиентов. Все считали, что содержание произведений искусства в хранилищах обеспечивает максимальную безопасность, а оказалось – все наоборот. Сейчас нет фирмы, которая согласилась бы застраховать новое произведение искусства, попавшее в порто-франко. В свободных зонах скопилось слишком много работ, а у страховых компаний недостаточно резервов. Рынок произведений искусства все растет... Страховщиков волнует лишь одно: каков может быть максимальный единовременный убыток? Это их главная забота».

Дело осложняется тем, что художественные произведения в последние годы резко вздорожали. Данные организации Art Market Research, рассчитывающей индикаторы цен на предметы искусства, свидетельствуют о беспрецедентном росте цен по сравнению с 1985 годом, когда она опубликовала свой первый отчет. С тех пор 25% лучших картин старых мастеров и импрессионистов подорожали в шесть и пять раз соответственно. Их превзошли произведения, написанные с конца ХIХ века по 1970-е годы (цены на них выросли в 12 раз), и современные работы, созданные с 1970 года, которые подорожали в целых 30 раз! Это произошло в результате коммерциализации галерей, которые торгуют работами художников типа модной нынче англичанки Трейси Эмин, и из-за дельцов вроде Чарльза Саатчи, который преуспел благодаря агрессивной рекламе.

С февраля 2007 года по февраль 2012-го цены на старых мастеров и импрессионистов поднялись в среднем на 50% – гораздо значительнее, чем за последние 20 лет, и это при том, что в 2010 году наблюдалось некоторое падение рынка из-за финансового кризиса. Еще существеннее выросли за последние пять лет цены на работы мастеров конца XIX – середины ХХ века: они почти удвоились. За произведения художников конца ХХ – начала XXI века теперь просят втрое больше, чем пять лет назад.

Таким образом, в феврале 2012 года средняя цена каждой из 25% лучших работ импрессионистов составляла чуть меньше $1 млн; для произведений конца XIX – середины ХХ века и конца ХХ – начала XXI века эта цифра равнялась $600 000; для старых мастеров – $300 000. При таких ценах нетрудно понять, насколько высок риск страхования работ, упрятанных в хранилища.

«Нас беспокоит уровень рисков, связанных с хранением произведений искусства в порто-франко, и мы стараемся вести строгий учет этих ценностей», – рассказывает Роберт Рид, руководитель отдела искусства и работы с частными клиентами британской страховой компании Hiscox.

По его словам, размер страховой премии зависит от местоположения хранилища и уровня его безопасности. Естественно, она будет выше, если помещение находится в потенциально опасной зоне типа Калифорнии или Флориды, объясняет Рид. «Размер премии зависит также от того, является ли произведение искусства одиночным или составляет часть коллекции. Если страховать несколько объектов, можно сэкономить на коэффициенте, предусмотренном для больших объемов страхования».

Например, для картины Пикассо стоимостью 20 млн фунтов, которая хранится в частном доме с надежной системой безопасности, страховая премия может достигать 20 000 фунтов в год, говорит Придо. «Но если речь идет о порто-франко, большинство страховщиков откажутся эту картину страховать: у них просто нет для этого финансовых возможностей».

Как считает Придо, если кто-то и возьмется оформить на нее страховку, премия будет выше, возможно, даже на 30 000 фунтов. «В этом главная проблема хранения в порто-франко. Основные страховщики, такие как Hiscox и Axa, не станут заключать договор. Вам придется обращаться к второстепенным страховым компаниям, которые если и возьмутся за дело, то за очень большие деньги, потому что им придется перестраховаться».

В Англии тоже есть порто-франко, но они чаще всего не специализируются на произведениях искусства, не пользуются таким количеством налоговых льгот, как швейцарские, и не имеют изощренных систем безопасности. Швейцарские порто-франко расположены в основном в Женеве, Цюрихе, Базеле и Кьяссо. В одной только Женеве хранилище занимает площадь, равную 22 футбольным полям! Еще один большой склад планируют построить в Люксембурге.

На страх и риск

В результате страховщики поднимают страховую премию все выше, часто вдвое по сравнению с базовой ставкой, и включают собственные риски. С другой стороны, некоторые коллекционеры ищут новые места для хранения своих сокровищ, например порто-франко в Сингапуре и США.

Сингапур при этом уже забит под завязку, то есть свободных мест там практически нет, – и спрос на места в сингапурских хранилищах невероятно высок, главным образом потому, что здесь вас ни о чем не спросят. Произведения искусства, равно как и их владельцы, могут сохранять полное инкогнито – в соответствии с правилами сингапурской свободной зоны.

Пьер Валентен, лондонский юрист, специализирующийся на произведениях искусства, советует коллекционерам убедиться, что выбранное ими хранилище соответствует требованиям безопасности. «Переданные на хранение работы должны быть застрахованы в специализированной компании на основе их текущей рыночной цены. Не верьте, если при передаче художественных ценностей на хранение вам говорят, что они будут застрахованы автоматически. В Англии, например, обязанность по страхованию лежит на собирателях». Компания, занимающаяся хранением, может помочь коллекционеру заключить договор страхования, но это нужно оговаривать с самого начала, причем в письменной форме. Если незастрахованное произведение искусства будет повреждено или утрачено, ответственность компании, взявшей его на хранение, в соответствии с договором ограничится символической суммой.

Валентен подтверждает, что изменения в швейцарском таможенном законодательстве снизили конфиденциальность сделок в порто-франко этого государства. По его словам, отдельные страховщики не станут браться за произведения искусства в тех свободных зонах, где слишком много рисков. Одно из преимуществ порто-франко состоит в том, что сделки с художественными ценностями проходят там без уплаты налогов, считает он. «Когда продаются и покупаются дорогие произведения искусства, их часто вывозят в свободные зоны, допустим, на неделю. Там сделка купли-продажи заключается без уплаты налогов, а потом работу перевозят куда-то еще».

Страховщики никогда не называют максимальную сумму страховки, поскольку по ней конкуренты могут определить, насколько компания устойчива. Но Придо уверен: ни один страховщик не пойдет на то, чтобы у него одномоментно было застраховано произведений искусства больше чем на 100 млн фунтов. «Компании объединяют усилия, если к ним обращаются с просьбой обеспечить какую-нибудь важную выставку, например Ван Гога или Моне. Там речь идет об астрономических суммах и общая стоимость экспонатов доходит до нескольких миллиардов фунтов стерлингов. Единственный способ застраховать подобное мероприятие – объединить усилия всех имеющихся специализированных страховщиков».

Эта проблема может иметь неожиданное решение: возможно, коллекционеры сочтут, что дешевле и безопаснее передать произведения искусства в музеи, нежели платить за их хранение.

«Эта публикация основана на статье «Тайное искусство» из приложения «Как потратить» газеты «Ведомости» от 01.04.2013, №55 (3317)."