В Большом театре открылся фестиваль «Весны священной»
Фестиваль «Век «Весны священной» – век модернизма» в Большом театре открылся новой версией легендарного балета, поставленной Татьяной БагановойЛидер екатеринбургских «Провинциальных танцев» начала ставить балет за месяц до премьеры, когда стало известно, что британская звезда Уэйн Макгрегор не готов в нынешних обстоятельствах работать в Большом театре. В поисках того, кто коня на скаку остановит, выбор Багановой был практически неизбежен. Взяв в сотрудники художника Александра Шишкина, она воспроизвела на сцене Большого свой узнаваемый мир, в котором экстремально женственные девушки с длинными распушенными волосами медленно, но неуклонно ведут к счастью аморфных и покорных мужчин.
На этот раз счастье заключается в утолении жажды: огромный питьевой кран свешивается почти из-под колосников, под ним в клубах пыли бьются люди – персонажи оруэлловского мира, в котором пронумерован каждый человечек и каждый бугорок красной земли. В каком-то промышленном ангаре они существуют под присмотром монстра, чей портрет спускается с неба, чтобы быть изодранным в клочья. Истомленные и исступленные вакханки ждут спасения – то от самоходной лампы, то от бутыли, вызывающей в памяти самогонные аппараты, но находят его сами – в диком отчаянном танце. И только после последнего музыкального вздрога оркестра на сбившихся в кучку людей проливается очистительный дождь, сопровождающийся лишь тихими всхлипами и неровным дыханием.
Танцовщикам Большого, никогда не сталкивавшимся с contemporary dance, Баганова предложила весьма скромный набор движений. Но сложности они испытывают не с мускульными усилиями, а с тем, что каждый жест в современном танце требует откровенности, не позволяя ограничиться воспроизведением формы.
Рядом с работой Багановой «Квартира» Матса Эка – другая премьера этого же вечера – кажется настоящим балетом. Это первая работа шведского мэтра, поставленная в Большом. Спектакль впервые поставлен в 2000 г. для Opera National de Paris, и тогда Эк добился максимально искренней отдачи танцовщиков. Артистам Большого предложено пока всего лишь повторить работу парижан. Но после невероятного приема, устроенного «Квартире» московской публикой, шведский хореограф, возможно, сделает что-нибудь и специально для российского балета.