Стиль жизни
Бесплатный

В России появилась мебельная компания с международными амбициями

У молодой красноярской фабрики «Мекран» уже есть представительства в Лондоне и Мюнхене

Россия, как известно, самая большая лесная держава мира. Лес у нас занимает площадь 800 000 га, что составляет 45% территории страны. Удивительно, что при таком богатстве у нас нет ни одного мебельного бренда, признанного на международном уровне. Но вот забрезжила надежда: хорошие новости пришли из Красноярска – полгода назад мебельная компания «Мекран» построила в городе вторую фабрику площадью 40 000 кв. м (первая была небольшой, «всего» 7000 кв. м). Вообще-то сам «Мекран» существует двадцать лет, но головокружительный скачок в развитии случился совсем недавно. На сегодняшний день компания является самым технически оснащенным мебельным производством в Восточной Европе.

Фабрика находится в Красноярске, почти в черте города. Мебель делают из массива, что в наш технологический век большая редкость. Но уж если сырье так близко и его так много, почему бы этим не пользоваться? К слову сказать, сырье для создания премиальной мебели тоже необычное – ангарская сосна. Традиционная сосна – мягкий, легко царапающийся материал, но ангарская сосна – особенная: она обладает чрезвычайной прочностью, потому как растет в резко континентальном климате, где колебания температур составляют от +35 °С до –50 °С. По-английски название дерева звучит как Siberian Stone Pine, сибирская каменная сосна. Растет она 150–200 лет и в диаметре достигает двух метров. Говорят, что даже покрытая лаком мебель из ангарской сосны выделяет антибактериальные фитонциды – за счет микроиспарения внутренних смол. Но фактического подтверждения этой ошеломляющей легенде пока никто не привел.

«Мекран» – предприятие полного цикла. У него есть собственное лесохозяйство, где с помощью современных финских машин Ponsse происходит выборочная заготовка материала. В гигантских цехах, на суперсовременном оборудовании Moehringer стволы освобождают от коры, пилят, сушат, одним словом, превращают в материал, из которого изготавливается вся продукция.

Невиданную красоту самого цеха надо видеть: свет, чистота, компьютеры, сотрудники в красивых комбинезонах, вентиляция и увлажнение. И потрясающий хвойный запах. Доски постоянно тестируют на качество: если какой сучок-закорючка – отправляют на переработку. Для производства мебели-премиум пригодно в среднем 14% древесины, для мебели бизнес-класса – 45% сырья. Остальное сжигают – завод сам себя отапливает и обеспечивает энергией. И это большой прогресс: до недавнего времени вся сибирская сосна пилилась на чурки и за копейки продавалась в Китай.

Оборудование предприятию поставляла немецкая HOMAG Group, она же занималась пусконаладкой. За пять лет в «Мекран» инвестировали 7 млрд руб-

лей (более $200 млн). Кредит на льготных условиях дал Внешэкономбанк. Сегодня за месяц здесь могут сделать одновременно мебель для трех отелей и ста особняков, не считая коллекций для магазинов.

В 2012-м оформили корпусной мебелью петербургский отель Hilton.

До уровня своего производства компания подтянула и сбыт, и сервис: за последние полгода открыла три новых магазина (два в Москве и один в Красноярске), здесь работает собственный проектный отдел, налажено сотрудничество с западными брендами Poltrona Frau (мягкая мебель) и FLOS (свет). На всю продукцию компании дается бессрочная гарантия.

Мебель делится на две линии: одна – «Мекран Лайн», более демократичная, вторая, под брендом «Мекран» – роскошная. Делают все: окна, двери, стеновые панели, кабинеты, спальни, детские и начинают осваивать кухни. Все покрытия – на водной основе, все финиши и доводки премиальной линии – вручную.

У «Мекран» есть представительства в Лондоне и Мюнхене. Плацдармом для экспансии в Европу компания сделала Германию, заключив соглашение с Немецким мебельным союзом. Это позволяет преодолеть европейское недоверие к продукции из России: мебель соответствует международным экологическим стандартам, коэффициент выделения формальдегидов у нее нулевой.

И тут мы подходим к самому спорному моменту нашей success story – собственно к дизайну. Не так чтобы «Мекран» совсем не думает о дизайне, как раз наоборот. В каталоге в разделе «ценности» дизайн стоит на первом месте, опережая даже «экологию». У компании есть собственное архитектурное бюро, также она открыла в Красноярске Международную школу дизайна (ее возглавил главный архитектор фирмы Сергей Буданов), куда пригласили на работу нескольких итальянских дизайнеров. Но свое собственное, выстраданное или найденное как озарение дизайн-кредо компания пока ищет. Когда гуляешь по двум этажам флагманского магазина «Мекран» на Смоленской площади в Москве, видишь это осторожное прощупывание рынка. В одном разделе – как бы гламурный Прованс (коллекция «Флеранс»): провинциальная французская простота, но залитая роскошным лаком. В другом разделе – сдержанное ар-нуво (коллекция «Бельфор»), «Чикаго» – неартикулированное ар-деко, «Токио» – аккуратная вариация по поводу модернизма 70-х, и «Грейсленд» – модный международный тренд: мебельные 1960-е, но без радикализма, как, например, у английской марки Pinch. То есть в наличии все стилистические векторы, но ни один не заявлен как визитная карточка.

Я представляю внутренние мекрановские баталии дизайнеров со службой маркетинга, когда на любые креативные предложения маркетологи строго постукивают карандашом: «У нас производство – на пять гостиниц в месяц! Кому нужен ваш креатив?! Мы должны нравиться всем, мы обязаны думать о прибыли!» Где маркетологи точно одержали победу, так это в нейминге: названия коллекций «Вирджиния», «София» «Тедди» и проч. звучат очень нежно и составили бы честь любой дрессировщице, придумывающей имена пушистым пуделькам.

Зато очевидная удача дизайнеров – последняя коллекция «Грейсленд»: она самая симпатичная за счет сложной профилировки фасадов, красивой фурнитуры, соразмерности масштаба и ярких фисташковых вставок. Фисташковый цвет в сочетании с шоколадно-коричневым деревом очень эффектен.

Впрочем, придирки журналиста имеют мало ценности в сравнении с жизненными реалиями. Мебель «Мекран» практичная (сказывается немецкое влияние), без пошлости, в сравнении с итальянскими аналогами на 40% дешевле. Из российских больших производств ее просто не с чем сравнить: она на порядок элегантней.

Да и радикальный дизайн прекрасен фотосессиями в журналах, но отнюдь не ежедневным использованием в быту. Вполне вероятно, автор этих строк, когда дойдет дело до обустройства его собственной квартиры, пойдет в «Мекран»: мебель здесь вполне вписывается в наши не сильно габаритные комнаты. Хотя при желании тут изготовят двери и окна, кухни и спальни любых размеров, любого цвета, покроют любым лаком, даже матовым, чтобы не так победно блестело. И потом дизайн – он подтянется, если после Германии «Мекран» двинется дальше в Европу. Если компания, не в первый уже раз, вновь захочет показать работы, к примеру, на 100% Design в Лондоне, тут уж без ультимативных дизайнерских решений не получится.

«Эта публикация основана на статье «Из Сибири с любовью» из приложения «Как потратить» газеты «Ведомости» от 01.04.2013, №55 (3317)."

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more