Императрицы вернулись в моду

Выставка про предметный мир русских императриц получилась камерной и сентиментальной, архивы и музеи выставили даже интимные вещи
Золото парадного платья до сих пор сияет/ С. Портер/ Ведомости

В Выставочном зале федеральных архивов показывают выставку «Российские императрицы: Мода и Стиль. Конец XVIII – начало XX века». Слова «мода» и «стиль» написаны с прописной буквы, указывая, что стиль венценосных особ – дело государственной важности, а не просто так гламур и кокетство.

Выставка получилась очень симпатичной – красивые платья всегда приятно оживляют экспозицию, а здесь каждая из семи венценосных героинь представлена хотя бы одним, но нарядом. Екатерина Великая – «костюмом мундирным по форме лейб-гвардии гусарского полка», хорошо сохранившимся, мало ношенным. Александра Федоровна, жена Николая I, – лиловым парадным платьем с драгоценной вышивкой и шестиметровым шлейфом.

Мария Федоровна, мать последнего русского императора, обладательница осиной талии и крохотной ножки, известная модница, по воле злой судьбы оставила после себя не только платья, но и белье. Черный шелковый корсет, пара чулок с вышивкой и розовые подвязки привезены из Эрмитажа, где хранятся почти сто лет. И никого теперь демонстрация нижнего белья вдовствующей императрицы не смущает. Тем более по ним видно, что вкус у их владелицы был.

От Елизаветы Алексеевны – печальной красавицы, жены Александра I – личных вещей почти не осталось, только пара перчаток, в разделе, ей посвященном, – чужое платье. Получается, после смерти ей повезло больше, чем Марии Федоровне. Хотя интимное – это не только белье, но и переписка, дневники, зарисовки в альбомах.

Личных вещей императриц в госархивах много, даже травинки в гербариях сохранены, и их прекрасные лица на портретах, собственно, и создают атмосферу выставки. А государственные бумаги, например утвержденный Николаем I «Рисунок парадного наряда статс-дамы и камер-фрейлины», воссоздают не всегда веселую реальность, в которой они жили.

Замечательная цитата из воспоминаний Анны Тютчевой приведена в экспозиции. Почему, удивляется она, Мария Александровна, жена Александра II, при явном уме «ничего не делает для того, чтобы мнение ее принималось во внимание и брало верх, чтобы были искоренены и ослаблены бесчисленные злоупотребления, происходящие повсюду». Но искоренение злоупотреблений не под силу даже императрицам.

До 13 июня