Как сделать Марадону из собственного ребенка

В Москве открылась школа «Аякса», но выучиться на чемпиона можно и в российских футбольных клубах
Alamy/ ИТАР-ТАСС

«В нашем детском футболе отсутствует процесс совершенствования навыков игрока. Думают так: если парень рожден быть футболистом, он им и так будет. Нет – значит, нет»

В конце марта стало известно, что после завершения Игр в Сочи на одной из олимпийских арен планируется создать Всероссийский детский спортивно-образовательный центр. Это будет круглогодичная база, где юные дарования смогут тренироваться, учиться и жить. В футболе такая схема давно реализуется на Западе, и этим летом один из европейских клубов – знаменитый амстердамский «Аякс» – попытается осуществить экспансию в Россию. Для начала футбольная академия будет работать только полтора месяца. Автор идеи – голландец Том Сауер, бывший переводчик нидерландского тренера Рууда Гуллита в грозненском «Тереке». По словам специалистов, найти хорошее место для своего ребенка можно и в отечественных школах, надо только четко понимать, где и что именно искать.

По голландской системе

Лагерь «Аякса» будет работать всего шесть недель – по одной неделе на каждую смену. За то, чтобы ваш сын провел семь дней, постигая философию голландского футбола в подмосковной Истре, придется выложить 40 тысяч рублей. При этом рассчитывать на то, что самых талантливых ожидает последующее приглашение в Амстердам, не стоит – идея в другом. «Клуб «Аякс» давно и успешно организует подобные лагеря в разных странах, – объясняет «Пятнице» Матвей Крижанский, один из организаторов лагеря. – Но в Восточной Европе это происходит впервые. Мы привозим тренеров из детско-юношеской академии клуба, которая находится на первом месте по количеству воспитанников, играющих на высоком уровне. У голландской системы подготовки своя философия, отличная от прочих: она основывается на индивидуальном развитии игроков. Российским детям будет полезно понять, что это такое».

Лагерь будет открыт для мальчиков от 8 до 14 лет. Уровень подготовки может быть любой – от начинающих до тех, кто уже тренируется в спортивных школах. В стоимость входит проживание, трехразовое питание, две тренировки в день под руководством голландских тренеров и развлекательная программа.

Главный вопрос: есть ли смысл приезжать в лагерь детям, не занимающимся футболом профессионально? Очевидно, что за одну неделю они не встанут на один уровень с теми, кого уже обучают футболу в «Спартаке», «Локомотиве» и прочих больших клубах. «Дело не в количестве, а в качестве, – утверждает Крижанский. – Можно заниматься год и ничему не научиться. А можно многому научиться за неделю. К тому же неделя в лагере может быть толчком для ребенка – и он проникнется футболом. Мы не позиционируем себя как некую селекционную службу, которая отбирает детей для «Аякса». Это просто возможность для детей поиграть в футбол, почувствовать себя игроком великого клуба и просто хорошо провести время».

Разные миры

«В Москве детский футбол сейчас на очень хорошем уровне, – говорит «Пятнице» Максим Мотин, депутат района Печатники, а в прошлом директор детско-юношеской академии «Локомотив». – Есть несколько топ-школ: «Спартак», ЦСКА, «Локомотив» и «Динамо»; очень сильно прибавили школы «Строгино» и «Чертаново». В ЦСКА сейчас, например, работают аргентинские специалисты из «Бока Хуниорс». В полном порядке инфраструктура в спартаковской Академии имени Федора Черенкова – по этому признаку сейчас это одна из лучших школ Восточной Европы. В России конкурировать с ней может, пожалуй, только академия в Краснодаре, которую создал бизнесмен Сергей Галицкий, владелец ФК «Краснодар».

Впрочем, разрыв между лучшими и просто приличными школами по-прежнему существует – более того, по словам Мотина, он огромен. «Есть те, которые я перечислил выше, а есть все остальные – и сравнивать их, конечно, нельзя. Это разные миры. Кроме того, мне очень жаль, что из-за недостатка финансирования исчезла школа Эдуарда Стрельцова на «Автозаводской». В сборной России сегодня играют братья Березуцкие, Сергей Игнашевич, Кирилл Набабкин, Александр Рязанцев – все эти футболисты вышли из школы Стрельцова. И это, конечно, трагедия», – говорит он.

Однако есть смысл поступать и в обычные школы. «Если мы говорим про маленьких детей, то я вообще считаю, что тренироваться они должны только рядом с домом, – утверждает Мотин. – Терять три часа на дорогу в Москве – это насилие над ребенком. Чуть позже, если ребенок талантливый, он может перейти в другое место. Главное – не перегружать его футболом. Многие родители отдают детей сразу в две школы. В итоге они уже к 10 годам так наедаются, что мяч видеть не могут».

Все включено

Попасть в приличную футбольную школу в Москве сегодня не так и сложно. Во-первых, это бесплатно – по крайней мере если говорить о пяти-шести лучших академиях. Во-вторых, единственным пропуском, по словам собеседников «Пятницы», является талант – и если он есть, все двери открыты.

Егору Гулевскому 14 лет, и сегодня он тренируется в школе «Спартак-2». «Здесь мы уже три года, – рассказывает «Пятнице» отец Егора, Олег. – До этого занимались в районной школе «Красная Пресня», потом в ФШМ в «Лужниках» и три месяца были на просмотре в «Спартаке». Но там остаться не получилось, не подошли. В детском возрасте в «Спартак» попасть довольно легко, но потом начинается очень большая текучка. Постоянно подвозят новых ребят из регионов, и удержаться уже сложно. Да и вообще обстановка нервозная. Как, наверное, и в любом большом клубе. А вот в «Спартаке-2», который ниже уровнем, заметно спокойнее».

Поступление в эту школу, подчеркивает Олег Гулевский, не стоило ни копейки, однако время от времени все же приходится оплачивать некоторые расходы. «В лучших школах полное финансирование, все абсолютно бесплатно. А у нас, например, финансирование идет от Москомспорта, но все равно за что-то надо платить. Например, когда команда едет на сборы, то есть как минимум дважды в год. Это примерно 15-20 тысяч. Плюс какие-то мелочи – судейские сборы, еще что-то. Так что определенная сумма набегает».

Добраться без лифта

В том, что касается детского футбола, мы по-прежнему отстаем от Европы – пока в Нидерландах, Испании и других странах школы ежегодно поставляют в клубы десятки игроков, в России лишь немногие добираются до премьер-лиги. И на это есть как минимум две причины. Первая – нет полноценной системы соревнований для детей старше 16 лет. Колоссальное количество футболистов теряются в этом возрасте. Им просто негде играть.

«В России всегда так было, – напоминает в разговоре с «Пятницей» тренер Александр Тарханов, в разные годы работавший с клубами российской премьер-лиги – «Спартаком», ЦСКА, «Торпедо», «Крыльями Советов». – Наш недостаток в том, что мы бросаем работать с футболистами в этот период, так как считаем, что, если в 18 лет он не заиграл в основном составе, он не заиграет уже никогда. Должна быть система, методика. А в нашем детском футболе отсутствует процесс совершенствования навыков игрока. Думают так: если парень рожден быть футболистом, он им и так будет. Нет – значит, нет. Очень мало тренеров, которые работают по-другому. Очень мало клубов».

Антон Евменов – длинноволосый парень, работающий руководителем селекционного отдела московского ЦСКА, – так описывает эту проблему: «У меня есть метафора, – начинает он. – Представьте, что команда находится на десятом этаже. Школа – это лифт между первым и пятым этажом. Если человек прошел школу, он приезжает на пятый этаж. Дубль – это лифт с пятого на седьмой. А больше ничего нет – ни лестницы, ни лифта. Футболист должен карабкаться с седьмого на десятый этаж. И, к сожалению, мало кому это удается».

Лучше деньгами

Есть и вторая причина непродуктивности местных футбольных школ – коррупция: когда в команду пытаются попасть не за талант, а за деньги. «Это вечная проблема не только в футболе, но и в хоккее. То же самое бывает даже на уровне сборных России, куда агенты пытаются пропихнуть игроков для повышения их трансферной стоимости. Не могу наверняка сказать, меняется ли эта ситуация к лучшему», – говорит Александр Тарханов.

Алексей Сапогов, один из самых ярких футболистов чемпионата России в прошлом сезоне, до сих пор переживает за своего бывшего тренера Раиса Салихова: «Таких специалистов, как Раис Саидович, в России единицы. Из-за того, что у нас часто работают нефутбольные люди, которые «за бабки» пропихивают игроков в состав, хорошие тренеры не могут пробиться. А именно такие тренеры, как Салихов, должны работать. Он умел проявить лучшие качества футболистов и так в нас поверить, что мы начинали играть в три раза сильнее, чем до этого».

По словам Сапогова, его тренер столкнулся с тем, что не все решается на футбольном поле. «Тренер говорил: «Я вижу, что парень на две головы слабее остальных. Но за него дают деньги. А пацан, у которого нет возможностей платить, сильнее его, но я ничего не могу сделать». И он просто ушел из клуба, где мог бы подготовить не один десяток сильных футболистов», – рассказывает Сапогов.