Стиль жизни
Бесплатный
Анна Галайда
Статья опубликована в № 3322 от 08.04.2013 под заголовком: Примитив высшей пробы

«Весна священная» Мориса Бежара: Примитив высшей пробы

В Большом театре продолжается фестиваль «Век «Весны священной» – век модернизма», который не мог обойтись без эпохальной постановки Мориса Бежара
Ставший классикой финал балета труппа из Лозанны воспроизводит с доскональной точностью
Д. Юсупов / Большой театр

Bejart Ballet Lausanne у нас хорошо знают – это компания, созданная самим Бежаром. Он основал ее после того, как ему пришлось покинуть Брюссель, где он обитал почти 30 лет со своим великим «Балетом ХХ века», для которого и были созданы его главные и лучшие произведения. Bejart Ballet Lausanne после смерти хореографа стала почти эксклюзивной обладательницей прав на исполнение его постановок.

Две из них, «Кантата 51» и «Посвящение Стравинскому», вместе с «Синкопой» нынешнего руководителя труппы Жиля Романа, вошли в программу нынешнего московского визита. Но оказались не более чем гарниром для «Весны священной». Этот балет Бежара, три года назад отметивший свое 50-летие, некогда был революцией, взорвавшей представление о хореографии как об искусстве куртуазном и не утрачивающем изящество манер ни в какой ситуации. Но именно самые радикальные произведения обычно первыми отправляются на свалку истории, обнаружив свою сиюминутность. Поэтому идти на ту самую «Весну» в живом исполнении было страшно: вдруг бы погиб один из самых красивых мифов в балетной истории.

Но на сцене «Весна священная» оказалась сильнее и ярче своего мифа. От ученической интерпретации, которую представили танцовщики Bejart Ballet Lausanne, она лишь немного поблекла. В то же время это исполнение не позволило хореографу скрыться за харизмой артистов, которая порой искажает истинную ценность постановки.

Бежар, поздние работы которого заставляют говорить о нем прежде всего либо как о мыслителе, либо как о гении массового искусства, в «Весне священной» предстает хореографом – в той полноте этого понятия, которую редко встретишь у современных постановщиков. Откровенным показом природных инстинктов, которым шокировал Бежар на премьере, теперь, после того как «Весну священную» стали танцевать и в обнаженном виде, и на горах насыпанной на сцене земли, не удивишь. Но физиологическое буйство этой «Весны» организовано хореографично: Бежар следует сложнейшим сменам ритмов Стравинского и выстраивает свою стаю то в шахматном порядке, то в шеренги, то раскручивает бумерангом круги так, что в этих балетных перестроениях афоризмом светится каждый жест, аранжированный из простейших балетных па в сочетании с бытовыми движениями. И когда Избранница, вытянувшаяся в струнку в луче света, просто выбрасывает руку с растопыренной ладонью, останавливая орду готовых наброситься на нее самцов, это тот художественный примитивизм, который и выдает высшую степень профессионализма постановщика.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать