Статья опубликована в № 3322 от 08.04.2013 под заголовком: Примитив высшей пробы

«Весна священная» Мориса Бежара: Примитив высшей пробы

В Большом театре продолжается фестиваль «Век «Весны священной» – век модернизма», который не мог обойтись без эпохальной постановки Мориса Бежара
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Ставший классикой финал балета труппа из Лозанны воспроизводит с доскональной точностью
Д. Юсупов / Большой театр

Bejart Ballet Lausanne у нас хорошо знают – это компания, созданная самим Бежаром. Он основал ее после того, как ему пришлось покинуть Брюссель, где он обитал почти 30 лет со своим великим «Балетом ХХ века», для которого и были созданы его главные и лучшие произведения. Bejart Ballet Lausanne после смерти хореографа стала почти эксклюзивной обладательницей прав на исполнение его постановок.

Две из них, «Кантата 51» и «Посвящение Стравинскому», вместе с «Синкопой» нынешнего руководителя труппы Жиля Романа, вошли в программу нынешнего московского визита. Но оказались не более чем гарниром для «Весны священной». Этот балет Бежара, три года назад отметивший свое 50-летие, некогда был революцией, взорвавшей представление о хореографии как об искусстве куртуазном и не утрачивающем изящество манер ни в какой ситуации. Но именно самые радикальные произведения обычно первыми отправляются на свалку истории, обнаружив свою сиюминутность. Поэтому идти на ту самую «Весну» в живом исполнении было страшно: вдруг бы погиб один из самых красивых мифов в балетной истории.

Но на сцене «Весна священная» оказалась сильнее и ярче своего мифа. От ученической интерпретации, которую представили танцовщики Bejart Ballet Lausanne, она лишь немного поблекла. В то же время это исполнение не позволило хореографу скрыться за харизмой артистов, которая порой искажает истинную ценность постановки.

Бежар, поздние работы которого заставляют говорить о нем прежде всего либо как о мыслителе, либо как о гении массового искусства, в «Весне священной» предстает хореографом – в той полноте этого понятия, которую редко встретишь у современных постановщиков. Откровенным показом природных инстинктов, которым шокировал Бежар на премьере, теперь, после того как «Весну священную» стали танцевать и в обнаженном виде, и на горах насыпанной на сцене земли, не удивишь. Но физиологическое буйство этой «Весны» организовано хореографично: Бежар следует сложнейшим сменам ритмов Стравинского и выстраивает свою стаю то в шахматном порядке, то в шеренги, то раскручивает бумерангом круги так, что в этих балетных перестроениях афоризмом светится каждый жест, аранжированный из простейших балетных па в сочетании с бытовыми движениями. И когда Избранница, вытянувшаяся в струнку в луче света, просто выбрасывает руку с растопыренной ладонью, останавливая орду готовых наброситься на нее самцов, это тот художественный примитивизм, который и выдает высшую степень профессионализма постановщика.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more