В Манеже в восьмой раз наградили победителей конкурса «Инновация»

В Манеже награждали победителей восьмого Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация». Впервые победили член жюри и опера
В Манеже праздник «Инновации» прошел красиво/ А. Махонин/ Ведомости

Церемонию награждения министр культуры РФ Владимир Мединский открыл задушевно. Когда он вручал приз за заслуги перед современным искусством Эрику Булатову, давно признанному классику, то честно признался, как с радостью обнаружил у художника знакомые с детства картинки. В советские времена Булатов зарабатывал на жизнь книжными иллюстрациями, но наградили его за то, что вопреки официальной идеологии он искал – и нашел – новый художественный язык, адекватный тому времени и тому месту.

Один из предшественников Мединского на министерском посту – Михаил Швыдкой вообще любил публично признаваться, что современного искусства не любит, хотя и должен. Только министр Александр Авдеев не выказывал некомпетентности и нелюбви к contemporary art – но он дипломат и долго жил в Париже. Непротокольные признания придают церемонии оттенок домашний и несерьезный.

В этом году награждение проходило в Манеже. И на его просторах особенно заметным стало, насколько сама премия камерная и как узок круг причастных к ней людей. Об этом заинтересованные в современном художественном процессе лица твердили давно: смущались галеристами в экспертном совете, за награждением художников галереи XL прозревали интриги, а количество номинантов в шорт-листе, представляющих организатора «Инновации» – Государственный центр современного искусства, – подсчитывают до сих пор. Что делать, отвечают им: компетентных в современном искусстве у нас единицы. А других к «Инновации» не допускают – беда, коль сапоги начнет судить пирожник. Хотя, возможно, стоило хоть раз попробовать зрительское жюри, в него – не надо шутить – вошли бы другие люди, непосредственные.

В результате узости арт-круга и его отдаленности от народа случилось неприятное – приз за лучший кураторский проект получила в этом году член жюри Ярослава Бубнова. Возможно, никто и не считает, что основной проект 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге не достоин награды, но его название – «Самое себя глаз никогда не видит» (цитата из Бродского) – в этой ситуации звучит слишком многозначительно. Что мешало организаторам найти другого члена жюри, непонятно.

Церемония в этом году была очень короткой и, на мой вкус, удачной. Хор маленьких девочек ангельски выпевал на музыку «сакральной минималистки» Ираиды Юсуповой парафразы из смешных стихов Андрея Родионова, их с евтушенковским пафосом зачитывал автор. Но если современную поэзию публика одобряла, то современная музыка ей не понравилась. Даже удивительны рукоплескания, когда приз за лучшее произведение получила современная опера «Марево» и вручили его не за музыку композиторам Марку Булошникову и Кириллу Широкову, а арт-группе «Провмыза», на эту музыку сделавшей медленное, раздумчивое видео. Но нижегородцев Галину Мызникову и Сергея Проворова, «Провмызу» образующих, в арт-сообществе знают, ценят и любят. К тому же фрагменты оперы на церемонии не транслировались.

Награждение художников не из столиц – отличие нынешней «Инновации». Награду за лучший региональный проект получил Илья Долгов из Воронежа, призвавший художников возвращаться из Москвы на родину – там интереснее. В номинации «Новая генерация» приз получил Иван Плющ, петербуржец, но за проект в рамках той же 2-й Уральской биеннале.

В «Разделе критика и теория» отметили книгу философа Елены Петровской «Безымянные сообщества». Кураторам и художникам ее стоит прочесть, чтобы обновить свой профессиональный словарь. Книга Петровской – сборник статей, похожих на просветительские лекции для тех, кого не страшит сложная речь.

Но в случае нынешней «Инновации» проблема, на мой взгляд, не в выборе победителей и качествах церемонии награждения. В этом году как раз выбор жюри был понятным, а праздник проходил без пошлостей и излишеств. Другое дело, что за восемь лет существования премии мир поменялся, а арт-сообщество – нет.

Тучные годы, когда большие деньги хорошо питали современное искусство, закончились, и наступило время кризисное, политизированное, для искусства по-другому полезное. Новые обстоятельства требуют серьезного отношения к современному искусству, без ерничанья. С его помощью трудные времена надо осмыслить и пережить, справиться с политическими и экзистенциальными проблемами. И задача всего арт-сообщества – ответить на эти требования на понятном людям языке, не замыкаясь в себе, и позабыть о своей исключительности.