Балет Михайловского театра в Лондоне облили звездным дождем

Самый насыщенный балетом город Европы – Лондон – проголосовал за балетную труппу Михайловского театра полными залами и пятизвездочными рецензиями
«Многогранность» Начо Дуато завершила успешные гастроли петербуржцев/ Robbie Jack

В Лондон балет Михайловского театра проложил тропу пять лет назад. Город, прославленный снобизмом вкусов, не проявил к новичкам высокомерия, и нынешние гастроли стали уже третьими со времен дебюта. Но если раньше петербуржцев встречали настороженно, позволяя привезти два-три классических названия, то на этот раз они показали на сцене Колизеума полноценный двухнедельный «сезон», содержавший весь спектр их сегодняшнего репертуара.

Стереотип, что русские должны танцевать только классику, еще никто не отменил. Тем более что со времени прошлых гастролей театр обзавелся собственной «тяжелой артиллерией»: он приехал на гастроли с идолами Лондона Натальей Осиповой и Иваном Васильевым, да и Полина Семионова с Леонидом Сарафановым всегда пользовались в этом городе повышенным вниманием. Неудивительно, что первые же спектакли получили от большинства английских газет по пять звездочек, а звезды – тонны печатных восторгов, которых большинству светил хватило бы на всю оставшуюся жизнь. Однако гораздо важнее было, что после «Дон Кихота», показанного в московской версии Михаила Мессерера, The Times выдала вердикт: «Спектакль неимоверно свежий, пульсирующий жизнью; страстная романтическая комедия, чье богатство покоряет, а внимание к разработке характеров доставляет особое удовольствие». Вообще-то с такой страстью акула британской критики Дебра Крейн пишет только о главных труппах мира, к которым Михайловский театр еще никто причислить не рискнул.

Гораздо более интригующим было появление «Лауренсии» – одного из главных балетов советской эпохи, который реанимировал также Мессерер. Но она не повторила судьбы «Спартака» Григоровича, которого страстно принимает публика и поливают ушатами ледяной воды критики. The Independent называет «Лауренсию» «черно-белой историей о коварных злодеях и храбрых крестьянах в форме балета с широкими жестами и большими прыжками» – и при этом зачарованно отмечает ее четырьмя рейтинговыми звездами, сливаясь в восторженном хоре с остальными фанатами Осиповой и Васильева, которые стали эмблемой и триумфаторами нынешних гастролей, выступив в трех из пяти программ.

Однако поставить финальную точку в гастролях доверили Начо Дуато – художественному руководителю труппы, чей переезд в Россию два года назад стал международной сенсацией. Британцы не относятся к поклонникам этого хореографа, чье творчество бесконечно далеко от английской склонности к литературности, подробности и лишь угадываемому драматизму. Поэтому двухтысячный зал, в предыдущие дни прикидывавшийся фанатским стадионом, был просто спокойно полон и по температуре напоминал традиционный пятичасовой английский чай: теплый, но далекий от температуры закипания. The Evening Standard корректно определила спектакль «Многогранность. Формы тишины и пустоты» так: «красота балета минус скованность и пуанты», а Джудит Макрелл из The Guardian хотя и отмерила спектаклю лишь три звезды, выдала комплимент, после которого любой хореограф может спать спокойно: «В лучшие моменты балет с яркой прямотой реагирует на физический и эмоциональный тембр музыки». Особенно важно, что она отметила: «Это не балетные танцовщики, которых запихнули в чуждую современную эстетику, – они усвоили земную независимую хореографию Дуато так, будто в их костях она заложена так же, как Петипа».

Лондон