Биография хоккеиста Харламова выходит на экраны

Главный герой «Легенды N17» больше похож на голливудского спортсмена, чем на советского гражданина

Валерий Харламов стал героем не только для своей страны, но и для всего мира, когда 2 сентября 1972 года сборная СССР разгромила со счетом 7:3 канадцев, считавшихся к тому моменту непобедимыми королями в этом виде спорта. Но к минуте славы он шел долго и трудно. Этому пути и посвящена «Легенда № 17» Николая Лебедева.

С биографическими фильмами у нас все обстоит не слишком хорошо. Дело затратное: костюмы, декорации. Факты до искомой остросюжетности не исказишь, а в неточностях обвинят все равно. Кассовые перспективы туманны. Безусловные герои минувшей эпохи подчас незнакомы новой публике, и трудно вновь создать над ними мифический ореол, не ударившись в идеализацию прошлого. А от нее в сочетании с неминуемым блокбастерным гламуром веет фальшью.

Нет сомнений в том, что авторы «Легенды № 17» прекрасно это осознавали. В ход была пущена тяжелая артиллерия. В числе продюсеров могущественной студии «ТриТэ» – сам Никита Михалков. Режиссер Лебедев («Звезда», «Волкодав») – один из зачинателей постсоветского коммерческого кино. В главной роли – единственный, судя по прокатному успеху «Духless», по-настоящему популярный молодой артист Данила Козловский. Композитор – Эдуард Артемьев; имя оператора Ирека Хартовича чуть менее известно, зато его техника не может не впечатлить. Юность Харламова он снимал на 16-миллиметровую пленку, годы возмужания – на 35 мм, а триумфальный матч суперсерии – на новейшие цифровые камеры; причем некоторые из них были установлены на амуницию хоккеистов, их клюшки и даже на шайбу. Хоккей с точки зрения шайбы – кажется, такого еще не было.

С технической точки зрения фильм впечатляет – причем не столько размахом постановки, сколько умением держать ритм, не впадая в монтажное мельтешение. Но главное завоевание все же принадлежит Лебедеву, сумевшему обойти скользкую проблему «байопика на советском материале».

Этот фильм – не биография, а легенда. Изучив факты и привлекши в союзники семью Харламова, сценаристы и режиссер спрессовали реальные события в мифологическое житие. Они не врут, они демонстративно игнорируют правду во имя красоты жеста. Например, автомобильная авария, в которой Харламов чудом не погиб, случилась не накануне канадской виктории, а через четыре года после нее, но по законам жанра правильнее показать, как герой восстает из мертвых ради финальной победы. И лодыжку ему повредили не на первом историческом матче, а уже после. И прямой трансляции матча СССР – Канада на родине хоккеиста не было – игру показывали на следующий день, в записи; однако одновременное торжество болельщиков по всему миру настолько эффектнее, что к черту истину.

Художественный результат производит двойственное впечатление. С одной стороны, «Легенда № 17» полна жанровых клише (особенно в «лирической» части взаимоотношений героя с возлюбленной и родителями). С другой, эти клише превосходно работают, что в нашем кино случается крайне редко. Этот фильм – сказка, и, как в настоящей сказке, в ней становится возможным внутреннее освобождение кумира всего Союза от общепринятых норм «империи зла». Командный дух в нем сильнее патриотизма, партийному чину (Владимир Меньшов) он бросает открытый вызов – и вообще на голливудского спортсмена похож куда больше, чем на скромного советского гражданина, которым, по отзывам современников, был в быту его прототип. В итоге и сам фильм избавляется от неминуемой провинциальности, приобретая масштаб международного кинохита. Вместо предсказуемой легенды о победе россиян над иностранцами на экране материализуется миф об обретении внутренней свободы человеком, одаренным от природы.

Эта условность позволила отойти от портретной точности не только в отношении главного героя – картинного и несколько картонного супермена, – но и в образе его учителя, легендарного тренера Анатолия Тарасова. В лучших сценах на двоих «Легенда № 17» поднимается на высоты серьезного психологического кино. В этом заслуга Олега Меньшикова – актера, настолько не похожего на Тарасова внешне, что его перевоплощение в инфернального ментора, природного гения, возвышающегося над пошлостью советского мирка, кажется настоящим чудом.

В кинотеатрах города с 18 апреля