Где можно посмотреть секретные документы о создании атомной бомбы

В Историческом музее открылась выставка, посвященная Курчатовскому институту

Мы, нижеподписавшиеся, обязуемся сохранять в тайне все то, что нам было сообщено И.В. Курчатовым и И.С. Панасюком 1 февраля 1947 года в совместной беседе относительно работающей системы и самого факта ее существования» – написано на полуистлевшем листке бумаги за подписью советских физиков Аркадия Мигдала, Савелия и Евгения Фейнберг и Ильи Франка. Это один из экспонатов выставки, посвященной 70-летию Курчатовского института, которая 11 апреля открылась в Государственном историческом музее. В двух небольших залах можно увидеть документы из архивов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», которые никогда широкой публике не показывали. Есть здесь и обязательства сотрудниц одной из лабораторий «отказаться от уборщицы и впредь по чистоте помещений быть впереди Америки», и грамота за помощь в уборке и закладке на хранение картофеля, фотографии работников засекреченного учреждения в загородном походе, а также причудливая настольная лампа в виде робота, размахивающего красным знаменем, с любовью сотканным из радиодеталей.

«Музеи у нас в первую очередь ассоциируются с произведениями искусства. Но Курчатовский институт – это часть истории нашей страны, и где, как не в Государственном историческом музее, о нем рассказывать, – говорит директор музея Алексей Левыкин «Пятнице». – Мы показываем уникальные документы, например, записку будущего академика Флерова Курчатову, что необходимо начать работы по созданию атомной бомбы. Она написана зимой 1942 года на обычном листке, вырванном из тетрадки. Это не первая выставка подобного рода: у нас уже были экспозиции, посвященные Медицинской академии или, например, Российским железным дорогам».

Возможно, благодаря некоторой камерности выставки создается неожиданно «домашнее» впечатление об учреждении, занимающемся серьезными научными исследованиями. Если первый зал экспозиции посвящен истории, то во втором расположилась интерактивная инсталляция, где можно совершить виртуальное путешествие по лабораториям и территории Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

Решив не ограничиваться виртуальным путешествием, я отправился в сам институт, чтобы посмореть, чем здесь живут сейчас. Пройдя через проходную, где сотрудники набирают секретный код и со скрежетом вращают решетчатые «вертушки», а суровые вохровцы строго на всех смотрят, я оказался в одной из ведущих лабораторий. Она входит в состав так называемого НБИКС-центра, где проводятся междисциплинарные исследования в области нано- и биотехнологий, а также информационных, когнитивных и социогуманитарных наук.

Отделение кристаллографии и материаловедения располагается в невысоком здании, снаружи отделанном серыми и оранжевыми панелями. Внутри еще чувствуется, что ремонт делали недавно. «Еще два года назад здесь были голые стены», – с затаенной гордостью говорит руководитель отделения Сергей Чвалун. Здесь есть лаборатория полимерных материалов, лаборатория искусственных матриксов и лаборатория капсулирования. Один из сотрудников лаборатории демонстрирует, как делают нанонити: из тонкой иглы под небольшим давлением подается раствор полимеров, и получившаяся едва видная глазу паутина наматывается на барабан. «Этот материал давно используется для респираторов и фильтров на атомных электростанциях, но потом выяснилось, что на нем хорошо растут человеческие клетки, – говорит Чвалун. – Поэтому мы стали использовать его как матрицу для искусственных органов. Недавно в Краснодаре профессор Паоло Маккиарини пересадил две трахеи, выращенные на похожих материалах. До этого трахеи уже пересаживали, но выращивали их на основе донорского органа».

Из лаборатории мимо больших резервуаров с углекислым газом и прочими реагентами я иду через сосновый лесок, окружающий Дом-музей Курчатова. На проходной меня останавливает охранник и придирчиво изучает содержимое моего рюкзака. Традиции секретности в «Курчатнике» не прерываются.