Статья опубликована в № 3327 от 15.04.2013 под заголовком: Пьемонтский блюз из Каролины

Трио Modern Blues Masters в культурном центре «Дом»: Пьемонтский блюз из Каролины

Мини-турне американского трио Modern Blues Masters завершилось аншлаговым концертом в московском культурном центре «Дом»

Трио в составе Гая Дэвиса, Сэмюэля Джеймса (оба – поющие блюзовые гитаристы) и Фила Виггиса (вокал, губная гармошка) было собрано специально для российских гастролей. И кроме Москвы выступило в Петербурге, Нижнем Новгороде и Кирове. Гастроли проходили в рамках трехчастного II Фестиваля традиционной американской музыки. Ранее, в марте, по русским городам проехался техасский ансамбль традиционного кантри с солирующими народными скрипками-фиддлами, а в мае предстоят гастроли ансамбля специфической техасо-мексиканской музыки кохунто.

На первый взгляд сама необходимость фестиваля «традиционной американской музыки» не столь уж очевидна: поп-музыка, основанная как раз на американских (как латиноамериканских, так и ритм-энд-блюзовых) клише, и без того заполняет в наши дни эфир. Зачем же еще пропагандировать ее отдельно?

Выступление Modern Blues Masters как бы упрочивало это впечатление, но при этом существенно корректировало его. Основу их репертуара составляют практически анонимные номера с характерными названиям вроде Red Rooster или Sitting on the Top of World. Мы неоднократно уже слышали вариации на эти темы у британских рокеров первой волны – от The Roilling Stones и Cream до Led Zeppelin и Dire Straits, купавшихся в традиционном блюзе и старательно ему подражавших. Но у Дэвиса, Джеймса и Виггиса эти практически стандарты звучат исконно, без эстрадного лоска и европейских рефлексий. Этому ощущению способствуют их сильные грубые голоса (микрофоны были отставлены на добрые полметра от поющих артистов) и специфическое звукоизвлечение, известное как «пьемонтский блюз» (имеется в виду Пьемонт в Северной Каролине): на гитарах играют «всухую», простым перебором большим пальцем по басам, создавая резко выраженный острый ритм, на который накладывается виртуозная губная гармошка. К тому же Сэмюэль Джеймс использует на гитаре «открытый строй», при котором открытые струны образуют мажорный аккорд (что позволяет играть «бутылочным горлышком» по всей длине грифа), а вместе две гитары при внешней простоте игры образуют виртуозное «гитарное плетение», известное нам как основа гитарного стиля Кита Ричардса из Rolling Stones.

Американская поп-музыка завоевала мир не потому, что ее раскручивает мощнейший в мире шоу-бизнес, а потому, что она покоится на прочной и оригинальной основе. И три выдающихся музыканта афроамериканского происхождения в очередной раз наглядно это продемонстрировали.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать