Стиль жизни
Бесплатный
Мария Подцероб

За полвека объем мирового рынка цветов вырос с $3 мрлд до $40 млрд

Потребитель теперь требует “живых” букетов, с запахом и цветом

В небольшом поселке недалеко от Уфы среди заснеженных полей раскинулись яркие оранжереи. Здесь, на площади 1500 кв. м, выращивает тюльпаны, гиацинты, хризантемы и рассаду для озеленения улиц предпринимательница Лариса Китова. В поселке до сих пор нет газа, и теплицы отапливаются по старинке, дровяной печью. “На улице минус сорок, а в теплице — плюс десять. Поддерживать постоянную температуру сложно. Люди дежурят у печки даже ночью”, — жалуется Китова на трудности бизнеса.

Цветами предпринимательница увлеклась в детстве, когда помогала родителям на садовом участке. В 2004 году открыла собственную компанию “Фабрика цветов Ларисы Китовой”. Китова не только выращивает, но и продает растения в двух своих магазинах. У нее в ассортименте есть и импортная цветочная продукция, но своя однозначно свежее и натуральнее. “Голландские цветы похожи на голландские помидоры — такие же красивые и яркие, но напрочь лишены естественного аромата”, — объясняет Лариса.

Конечно, цветы в отличие от помидоров мы не едим, и они не вредят нашему здоровью. Но, так или иначе, нынешний потребитель уже не готов тратить деньги на букет не первой свежести. “Цветы к Восьмому марта в Голландии начинают срезать еще в январе. Даже прошедшие обработку, они порой попадают на прилавок с уже желтеющими листиками”, — говорит Китова.

Виват местным!

По данным исследовательской компании Global Reach Consulting (GRC), доля российской продукции на отечественном рынке мала, но в последние годы постепенно увеличивается. В 2007 году импортным производителям принадлежало 90% рынка, а в 2011 году этот показатель составил уже 82%. Аналитики компании считают, что в ближайшие годы доля отечественной продукции в структуре рынка срезанных цветов будет медленно расти.

Этот тренд соответствует мировому. К примеру, в Великобритании, где сейчас всего 10% продукции цветочных магазинов выращивается в британских теплицах, покупатели все чаще интересуются местными, сезонными цветами, констатирует Джен Ллойд, генеральный директор лондонского плодоовощного рынка New Covent Garden. А специалист по растениям и автор книг о цветах, американка Эми Стюарт отмечает: в Калифорнии многие фермеры диверсифицируют хозяйства, отдавая все больше угодий под выращивание местных сортов, которые здесь же и продают. В своей книге “Цветы. Конфиденциально” (Flowers. Confidential) Стюарт пишет: “Трудно восхищаться розой из дальних стран, когда знаешь, что этот цветок опускал в чан с химикатами человек в специальном защитном костюме”.

На российском рынке явно наметилось смещение вкуса в сторону натуральности и свежести растений. Клиенты с каждым годом все больше ценят необработанные химикатами, свежесрезанные цветы, констатирует Владимир Панин, гендиректор компании “Белая дача. Цветы”. Его фирма выращивает и продает тюльпаны, гиацинты, гладиолусы и хризантемы. “Мы поставляем цветы через 1-2 дня, а то и всего четыре часа спустя после срезки. Сетевые магазины забирают у нас 50% объема”, — рассказывает он.

Всегда найдутся клиенты, которые будут покупать крупные и яркие импортные розы, тем более что в России вообще любят большие размеры, говорит Владимир Устинов, директор интернет-магазина “101 роза” в Саратове. У него есть импортные сорта, но акцент в ассортименте делается на российских розах.

Риски в цветочном бизнесе высоки, списывается обычно до 6-10% испорченной продукции, рассказывает Устинов. Импортные цветы пересекают океан, сложенные в коробки. А российские везут из-под Санкт-Петербурга. Их не обрабатывают химикатами и транспортируют обычным способом в воде. Розы прибывают в Саратов совершенно свежими, и средний покупатель чаще всего выбирает именно их, рассказывает Устинов.

Конечно, российская роза дешевле. К примеру, букет из 15 отечественных роз в магазине Устинова стоит 1590 рублей, а букет импортных — 1650 рублей. “Но многие покупатели обращают также внимание на их свежесть и аромат, который они источают”, — делится своими наблюдениями директор магазина.

Цветы повсюду

Вслед за западными странами букеты в России из атрибута праздника все больше превращаются в предмет ежедневного обихода. Владимир Панин из компании “Белая дача. Цветы” отмечает рост интереса потребителя не только к свеже-срезанным цветам, но и горшечным растениям. “В 2012 году продажи нашей горшечной продукции выросли в 10 раз”, — утверждает он.

В России зарождается тренд экоофисов, неотъемлемой частью которых являются композиции из свежих цветов, рассказывает Станислав Мишуткин, управляющий директор компании “AMF — международная сеть доставки цветов”. “Цветочные композиции занимают сейчас 30-40% от общего числа доставок. Доля заказов для оформления офисов или интерьеров постоянно увеличивается”, — констатирует он. По мнению Мишуткина, через 3-5 лет эта ниша существенно вырастет.

“Фирмы заказывают у нас свежие букеты для оформления стойки администратора или переговорных раз в семь дней. Более крупные компании — дважды в неделю”, — рассказывает Наталья Корнеева, арт-директор флористической мастерской “Н.А.Т”. По ее словам, на оформление чаще идут белые цветы. Меньшим успехом пользуются синие композиции: они претенциозны и редко вписываются в интерьер, замечает она.

Из живых цветов теперь делают даже игрушки. “Клиенты часто заказывают нам фигурки медведей. Мы изготавливаем их из белых и желтых хризантем. Цветы не красим, из пластика делаем только глаза и когти”, — рассказывает Алексей Дьяконов, менеджер флористической студии “Цветочная империя”. По его словам, средняя цена такого медведя составляет 3700 рублей. Пик продаж приходится на период с 14 февраля по 8 марта.

Рост спроса на цветы закономерно приводит и к росту продаж. По расчетам GRC, объем российского рынка срезанных цветов в натуральном выражении в 2011 году составил 1,4 млн штук (без учета серого импорта), что на 3,6% выше аналогичного показателя 2010 года. В посткризисном 2009-м рынок срезанных цветов продемонстрировал небывалый рост — 29,3%. В стоимостном выражении рынок дает рекордные показатели: в 2011 году он вырос на 24,9%, достигнув $4 млрд.

Поставщики против

Опрос, проведенный порталом Superjob.ru, показал, что россияне больше всего любят розы — 35% женщин и 15% мужчин. Но роза именно тот цветок, который нельзя выращивать в России в крупных масштабах, замечает Владимир Панин. “Розы можно разводить только на юге России. В других районах климат для этого капризного цветка слишком суров, что сильно удорожает его выращивание и, соответственно, себестоимость”, — говорит он. По данным GRC, в 2011 году в Россию было импортировано 479,3 млн роз, 207 млн гвоздик, 221,1 млн хризантем. Розы составили 41,3% всего объема импорта цветов.

Тенденция на покупку местных цветов в России все же только зарождается, она еще в самом зачатке, говорят эксперты. Российский потребитель обращает больше внимания не на страну происхождения, а на цену и внешний вид товара, и тут явно выигрывают импортные растения, рассказывает Анна Бердышева, ведущий аналитик GRC. Она подчеркивает, что масштабы производства Эквадора и Голландии столь велики, а себестоимость растений столь мала, что даже транспортировка не сильно удорожает их продукцию по сравнению с российской. А многолетний опыт выращивания и селекции цветов позволяет этим странам получать уникальные виды, которые наши производители еще не освоили, добавляет эксперт.

Ругают отечественную цветочную продукцию и крупные поставщики. По словам Оксаны Кокоревой, начальника отдела продаж срезанных цветов компании “7 цветов”, в общем объеме поставок фирмы российские цветы занимают всего 5%. Возможно, их и не обрабатывают химикатами. Но они быстро увядают, т. к. производители не соблюдают технологий выращивания и транспортировки, говорит Кокорева. Кроме того, отечественные комбинаты предлагают маленькие партии — не более 3000 штук за один раз. В то время как крупному поставщику требуются 100 000 цветов сразу.

Многие российские производители экономят не только на технологии выращивания растений, но также на квалифицированных управленческих кадрах. Им банально не хватает опыта. Ситуация уже начала меняться в лучшую сторону, но пока очень медленно, добавляет Станислав Мишуткин из “AMF — международная сеть доставки цветов”.

Работа над ошибками

“В СССР цветочной индустрии как таковой не было. Специализированных хозяйств в этой области не создавалось. Отсюда отсутствие опыта и ошибки”, — размышляет Владимир Панин. Еще два года назад компания “Белая дача. Цветы” находилась на стадии банкротства и ликвидации. “Я создал новую модель интенсивного производства и только в этом году вложил 20 млн рублей в развитие и новые технологии”, — рассказывает Панин. Теперь теплицы сверху закрыты энергосберегающими экранами, которые экономят тепло. Для посадки используются пикировочные машины, заменяющие труд 70 человек. Компания закупила специализированный транспорт для цветов и планирует высаживать тюльпаны не на грунте, а на воде, что требует меньше тепла. Как результат, оборот бизнеса сейчас составляет 270 млн в год. Рентабельность в 2012-м выросла до 19% и, по прогнозам Панина, увеличится до 25-28% в 2013 году. В этом году фирма планирует вырастить 4,5 млн тюльпанов, а в 2014-м — уже 10 млн.

Если российские предприниматели будут соблюдать технологии выращивания цветов на уровне ведущих мировых производителей и продавать товар соответствующего качества, то крупные поставщики с удовольствием будут закупать у них цветы, говорит на это Станислав Мишуткин из “AMF — международная сеть доставки цветов”. Ведь тогда существенно снизятся расходы на логистику, а следовательно, и цена растений для конечного потребителя.

“Если на нашем рынке станет больше российских цветов и они будут стоить дешевле импортных, флористы будут брать их для композиций. Да и потребители порадуются их природной свежести и аромату”, — заключает Наталья Конеева из мастерской “Н.А.Т”.

Эта публикация основана на статье «В борьбе за свежесть» из приложения «Как потратить» газеты «Ведомости» от 15.04.2013, № 65

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать