Статья опубликована в № 3329 от 17.04.2013 под заголовком: Клюшка матадора

Фильм «Легенда № 17»: Клюшка матадора

Фильм Николая Лебедева «Легенда № 17» разыгрывает ностальгическую и патриотическую темы на самом благодатном материале – спортивном
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Данила Козловский наверняка сыграет еще немало национальных героев
Централ Партнершип

Ах как снял оператор Ирек Хартович первую игру знаменитой хоккейной суперсерии СССР – Канада 1972 г.! Чудеса современной кинотехники: мини-камеры на клюшках, мини-камера даже на шайбе, коньки режут лед, советский нападающий под номером 17 стремительно и ловко обводит канадских профессионалов. Тореадор против быков!

Ах как кстати, что мать Валерия Харламова была басконкой из Бильбао! Вот так родятся метафоры и матадоры. Перед вбрасыванием шайбы ражие канадцы воинственно топорщат бакенбарды, трясут длинными гривами, по-бычьи глядят исподлобья, остервенело жуют баблгам. А в самый напряженный момент режиссер Николай Лебедев в лоб монтирует хоккейный матч с корридой. Потом униженные быки покидают лед, проиграв со счетом 3:7, и Лебедев великодушно наделяет капитана могучих животных даром речи: канадец подъезжает к Харламову, чтобы выразить восхищение игрой советского хоккеиста.

А что творится во время матча в СССР, стране победившего в хоккее социализма! Весь народ в едином порыве сплотился у телевизора. Труженики города и села. Врачи и пациенты. Милиционеры на дежурстве и хулиганы за решеткой обезьянника.

Один лишь великий тренер Анатолий Тарасов не может усидеть дома, спускается во двор и ведет на хоккейной площадке воображаемую игру прутиком. Только гению позволено оторваться от коллектива.

Тарасова играет Олег Меньшиков. «Легенда № 17» отмечает его органичный переход на тренерскую работу, к возрастным ролям. Выправка все еще юнкерская, жесты отточенные, но Меньшиков добавляет к привычной актерской технике чуть-чуть усталости и меланхолии, соглашается иногда надеть очки, укутаться в плед, по-отечески строго потолковать с играющим Харламова Данилой Козловским и уступить ему зрительское внимание.

Разумеется, мы видим Харламова – Козловского не только с клюшкой на льду, но и с девушкой в постели, и с цветами на ступеньках главного здания МГУ, где учится возлюбленная (Светлана Иванова). Ибо ничто человеческое легенде не чуждо. И душевные терзания омрачают тренировки выдающегося хоккеиста, потому что девушка предсказуемо ревнует любимого к клюшке.

Другая досада – спортивный чиновник (Владимир Меньшов), который в высшей лиге плетет интриги и требует от Харламова кляузы на наставника.

То есть система советского спорта в фильме Лебедева имеет отдельные недостатки, но разве могут эти легкие трещины разрушить монолит советского мифа. А «Легенда № 17» – очередное напоминание о том, что никакой другой мифологии у современной России нет. Ну и о том, что голливудские приемы универсальны и вполне годятся для жизнеописания советских легенд. Если в начале фильма показывают корриду, значит, крепко будут быковать в конце канадские профессионалы.

В прокате с 18 апреля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more