Хрусталь, изразцы и самовары на фестивале «Коллекционеры и коллекции»

В Музее декоративно-прикладного искусства выставлены необычные тематические собрания
Группа «Кобылица с жеребенком». Автор Петр Клодт

Ваза-ковш. Москва, фирма О. Курлюкова, 1908–1916, Хрусталь, серебро

Михаил Врубель. Морская царевна. Рама из дуба изготовлена в мастерских Талашкино, 1904

Ежегодный фестиваль «Коллекционеры и коллекции» на этот раз представляет шесть современных тематических собраний.

Разными гранями

Давид Якобашвили, главное увлечение которого – механические музыкальные инструменты, много лет собирает дореволюционные предметы из хрусталя в серебряной оправе. Для выставки отобрали более пятидесяти экспонатов, но это лишь пятая часть его обширной коллекции. Здесь есть графины, наборы для специй, вазы для фруктов и орехов, конфетницы, икорницы, медовницы, чернильницы – множество разнообразных форм для сервировки стола и украшения быта. Старый хрусталь, обработанный вручную, переливается и сверкает острыми гранями, и это качество невозможно повторить сегодняшней заводской штамповкой. А серебряные оправы с прихотливыми узорами и сложными скульптурными формами в виде зверей и птиц выполнены ведущими московскими и петербургскими мастерами. Лучше всего в собрании Якобашвили представлены мастерские Карла Фаберже, но есть также работы Болина, Овчинникова, Хлебникова, Сазикова, братьев Грачевых.

В подарок императрице

Татьяна и Сергей Подстаницкие показывают русский рисунок с 1710 по 1810 год, при этом его национальная принадлежность понимается достаточно широко, с учетом большого числа европейских мастеров, работавших в то время в России. На прошлом фестивале коллекционеры показывали живописную подборку, но графике в их собрании отводится не менее важная роль. На выставке представлены разные техники и жанры. Среди экспонатов – портрет генеральши Ахвердовой Ореста Кипренского. Художник и модель познакомились, когда Кипренский учил рисованию великих князей Михаила и Николая Павловичей, а генерал Николай Ахвердов был их воспитателем. Есть и небольшая акварель – проект дворцового интерьера Джакомо Кваренги, и тут же шарж на архитектора, нарисованный Александром Орловским. Еще один раритет – «Аллегория восшествия на престол Александра I» Фердинанда де Мейса. Это изображение хорошо известно специалистам по гравюрам и копиям, хранящимся в разных музеях, здесь же представлен оригинал, выполненный для поднесения императрице Елизавете Алексеевне.

Из потайного угла

Анатолий и Татьяна Гостевы в основном собирают русскую и европейскую живопись и графику. Но есть в их коллекции также и иконы, и старинные изразцы. К безусловным раритетам на выставке относятся два больших фрагмента изразцового фриза храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке, который строился как домовая церковь Алексея Михайловича и в ней крестили Петра Великого. Изразцы сделаны «государевым ценинных (то есть изразцовых) дел и печным мастером» Степаном Ивановым по прозвищу Полубес, который работал и в других московских церквях. В 1979 году храм реставрировали и в потайном углу случайно обнаружили несколько изразцов, которые затем оказались в частных руках. Уникальными являются также фрагмент полихромного фриза и изразцовая полуколонна с тюльпанами и ананасами середины XVII века, украшавшие московскую церковь Николы в Столпах, снесенную в 1930-х годах. Средневековые традиции были одним из источников вдохновения для мастеров русского модерна, поэтому, кроме изразцов, на выставке можно увидеть и акварель Михаила Врубеля «Морская царевна», вставленную в резную деревянную раму с золочеными наличниками.

Чугунная джигитовка

Татьяна Удрас больше десяти лет собирает произведения художественного чугунного литья рубежа XIX-XX веков Каслинского и Кусинского заводов. К этому времени фигурное литье из чугуна по художественному уровню почти не уступало бронзе, а его популярность в России была велика, как нигде в мире. Моделями для уральских мастеров становились произведения лучших русских и европейских скульпторов. Среди 120 экспонатов этого зала немало хрестоматийных работ – скульптурные группы Клодта для Аничкова моста, его же «Кобылица с жеребенком», «Джигитовка лезгин» и «Прощание казака с казачкой» Лансере. Есть и бытовые предметы из чугуна: ножи для бумаг, шкатулки, пепельницы, чернильницы, вазы и декоративные блюда. По словам коллекционера, самые ценные лично для нее вещи – крошечные брелоки к карманным часам, которые выдавались на память посетителям русского павильона в Париже на Всемирной выставке 1900 года.

В границах Московии

Из собрания Андрея Кусакина на фестиваль попали старые карты, в основном допетровского и петровского времени, и между ними прочие образцы печатной графики (портреты, гравюры, книги) и некоторые предметы, перекликающиеся с графикой по времени и сюжетам. Древние карты очень декоративны, помимо картографов, над ними трудились художники, изображавшие по углам животных, знаки зодиака, различные аллегории и сцены охоты. Самые старые карты происходят из атласа 1570 года и изображают Московию и Тартарию. Большая редкость – первая генеральная карта Российского государства, составленная по инициативе Петра I на основе научных данных и исследований обер-секретарем Сената Иваном Кирилловым, но напечатанная уже после смерти императора, в 1734 году. А замыкает экскурс в историю с географией гигантская (2,5 метра в длину) генеральная карта екатерининского времени, составленная по заказу Академии наук.

Самовар с орлами

Последний зал отдан коллекции, которая уже стала частью музейного фонда, – Геннадий Кубряков, собрав несколько десятков русских самоваров, передал их музею. Подборка охватывает почти столетний период, с 1840-х по 1920-е годы. В ней есть самовары разных форм, порой весьма причудливых – например, в виде паровоза. Есть образцы с нетипичным для крестьянского предмета декором – накладками в виде головы льва или орла. Такие предметы, как правило, делались на заказ в единичном экземпляре и предназначались для подарков.

До 16 июня, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, www.vmdpni.ru