Как пронестись над сланцевой шахтой со скоростью 160 км/час

В Уэльсе заработал самый длинный зип-вайр в Европе: пристегиваешься к тросу и летишь над карьером

Без крыльев

Несмотря на то что название этого аттракциона пока не устоялось – его называют и зип-вайр, и зип-лайн, и канопи-тур, – он довольно распространен, ведь такой способ давно используется для перемещения грузов в труднодоступных местах. Поэтому и выбор для желающих полетать довольно велик, ну и пейзажи внизу, конечно, самые разные. Над деревьями В тасманском Hollybank Treetops Adventure можно совершить полуторачасовое путешествие над верхушками эвкалиптового леса. Для этого здесь расставили платформы, между которыми натянули трос. Есть возможность совершить эту экскурсию ночью в сопровождении гида. Создатели аттракциона особенно подчеркивают, что при его строительстве ни одно дерево не пострадало. www.treetopsadventure.com.au/ Над водой В гаитянском порту Лабади установлен самый длинный зип-вайр из тех, что проходят над водой. Трос тянется с высоты около 150 метров, проходит над голубой лагуной и спускается к песчаному пляжу. Канатных дорог несколько, так что спуск могут совершать несколько человек одновременно. Максимальная скорость – около 100 километров в час. www.royalcaribbean.com Над горами В боливийской деревне Йолоса действует зип-вайр, который соединяет несколько горных перевалов. Остроты ощущениям добавляет то, что воздушная трасса проходит над «дорогой смерти», которую в Боливии принято считать самой опасной в мире. Кстати, по этой дороге можно съехать и на велосипеде. www.ziplinebolivia.com

Зип-вайр над карьером Пенрин – пусть и не самый длинный в мире, зато самый быстрый

Я все быстрее приближаюсь к краю обрыва, а сердце начинает бешено колотиться оттого, что на меня надвигается черная скала

С помощью креплений вас пристегивают к тросу, и вы скользите над бездной в свободном полете. Все, кто это испытал, говорят: эмоции – сильнейшие, но при этом риска никакого. Вот почему я отправился на недавно открывшийся Zip World в карьере Пенрин в Северном Уэльсе. Это наиболее длинный аттракцион, так называемый зип-вайр, в Европе (около 2 км), уступающий всего 400 метров главному в мире южноафрикан­скому. Зато наш, уэльский, самый быстрый – максимальная скорость здесь достигает 160 километров в час.

Только вот карьер Пенрин, как мне показалось, не самое подходящее место для полетов. Это старейшая и все еще действующая шахта по добыче сланца, здесь все заняты серьезной работой и велик контраст с нашим легкомысленным занятием. Хотя определенная логика в выборе места все-таки есть. «Карьер – часть нашей истории, но он переживает не лучшие времена. Мы просто по-новому его используем», – говорит владелец аттракциона, местный житель Шон Тэйлор.

Пенрин – огромный. Пока мы внизу готовим оборудование, в недрах холма исчезают рабочие в ярких жилетах и грязно-желтые грузовики. Верхней точки, где заканчивается трос, я не вижу. Тэйлор, бывший инструктор морских пехотинцев, вручает мне костюм, похожий на тот, который носил Том Круз в фильме «Лучший стрелок». Но я слишком волнуюсь, чтобы почувствовать себя звездой: когда аттракцион организует бывший десантник, он вряд ли настроен щадить нервы посетителей.

Зип-вайр для начинающих включает в себя экскурсию по карьеру и пробный спуск на небольшом тросе. Но для меня не делают поблажек: мы сразу садимся в лендроверы и направляемся прямо к вершине 200-метрового холма. Вид отсюда открывается головокружительный: из расположенного вдали темно-изумрудного озера ступенями поднимаются террасы из черного сланца и валунов. Под нами постепенно вырастает национальный парк Сноудония с его покрытыми снегом горами, а горизонт скрывает дымка, за которой угадывается море. В ясный день отсюда виден остров Мэн. Нет, все же неплохое место для полета.

Меня подводят к металлической платформе на краю скалы и просят лечь возле специальной дверцы. В отличие от большинства зип-вайров на этом аттракционе человек перемещается не сидя, а в горизонтальном положении – его пристегивают системой, которая используется на дельтапланах: так летишь быстрее за счет меньшего сопротивления воздуха. Чем-то все это даже напоминает бобслей, только без трассы. Пока меня пристегивают, Тэйлор дает последний совет: «Если хочешь двигаться быстрее, вытяни руки вдоль тела и не выпячивай грудь. Полетишь со скоростью свободного падения». Я киваю, сглатываю – и неожиданно отправляюсь в бездну.

Пробегающая подо мной земля сливается в одну полосу. Я все быстрее приближаюсь к краю большого обрыва, а сердце начинает бешено колотиться оттого, что на меня надвигается черная скала. Защитные очки вдавливаются в лицо, в рот задувает ветер. Меня трясет. Я – сама скорость. Меня охватывает безудержное желание затормозить, но, когда я оказываюсь над провалом, скорость вдруг перестает ощущаться. Подо мной до странности тихое озеро, мир кажется маленьким и далеким. Все такое спокойное, как будто на меня больше не действует сила притяжения и я парю.

В этом месте лучше замедлиться, но я этого не сделал. В порыве чувств я вытянул одну руку вперед, как Супермен, и в таком героическом виде прибыл к концу троса. Я так и не понял, что мне это дало. Может, в этом было что-то первобытное? Ведь не каждый день удается полетать.

www.zipworld.co.uk

Сергей Петров, FT, 29.03.2013