В Москве впервые пройдет кукольный спектакль для незрячих

«Майскую ночь» и несколько других произведений Гоголя пересказывают с помощью звуков, запахов, тактильных ощущений

«Запахи ночных цветов, рыбы, влага от близкой воды, теплый ветер – все это можно будет ощущать»

Каролина Зерните приехала в Москву из Литвы с необычной целью: поставить кукольный спектакль для тех, кто плохо видит или не видит совсем. «Майскую ночь» и несколько других произведений Гоголя она перескажет с помощью звуков, запахов, тактильных ощущений.

«Мы играем со всеми органами чувств, кроме зрения. Куклы будут касаться незрячих участников спектакля, действие станут сопровождать разные запахи. Вот как, допустим, передать сцену на берегу ночного озера? Можно использовать запахи ночных цветов, воды, рыбы, возможно, табака. Влага от близкой воды, теплый ветер – все это можно будет ощущать. Кроме того, участники спектакля смогут составить представление о персонаже по его голосу, движению, прикосновению», – говорит Зерните с мелодичным прибалтийским акцентом. «Мы серьезно работаем со звуками и ассоциациями, которые они вызывают. Взлетевшая птица, шорох гальки под ногами, плеск волны», – добавляет она.

Я прихожу на одну из первых репетиций будущего спектакля. Уверенно ведя меня по запутанным лестницам Московского театра кукол, Каролина поясняет, что сейчас труппа, набранная для «Майской ночи» из столичных актеров, придумывает сцену с гопаком. Их человек десять, но точнее я сказать не могу: не дав мне толком оглядеться, меня сразу усаживают в центр комнаты на стул и велят закрыть глаза. Сначала вокруг становится тихо, потом все начинают низко гудеть, как шмели, затем – притоптывать в такт, все громче петь «тай-тай тадататата-татами», топать все быстрее, и в какой-то момент я вижу себя в центре довольно жуткого разухабистого хоровода. Становится немного не по себе, возникает желание вжаться в сиденье стула, выставить руки вперед на всякий случай, но я сдерживаюсь. Вспомнилось вдруг откуда-то взявшееся в голове словосочетание «украинский боевой гопак». Но затем, достигнув пика топота и свиста, пляска стихает и постепенно вновь превращается в душноватую майскую ночь: кто-то явно недавно покуривший дует на меня, изображая ночной ветерок, вокруг бурно шелестят бутафорские кусты. Я открываю глаза.

«Во-первых, у вас получилось как-то слишком страшно, а во-вторых, надо быть готовым к тому, что незрячему человеку захочется вас потрогать, надо дать ему такую возможность. Кроме того, он должен чувствовать себя удобно и безопасно, ему должно быть комфортно. Начало было хорошее, ритм вы передали правильно», – говорит Каролина. Запыхавшиеся актеры согласно кивают, кто-то разводит руками: «Мы же первый раз это делаем. Приходится искать опытным путем».

Впервые подобный спектакль Каролина поставила три года назад, показала его на нескольких литовских площадках, уже возила в Таллин и Санкт-Петербург. «В Литве у нас есть шесть мест на сцене, которые занимают трое незрячих и трое зрячих, и всем завязываем глаза, чтобы остальные зрители не знали, кто из них способен видеть, а кто нет. Вообще самое интересное – это не сам спектакль, а реакция, эмоции, лица тех, кто сидит на сцене. Актеры – это просто слуги для них», – объясняет мне концепцию своего спектакля Каролина. Кстати, поэтому зрителей она предпочитает называть «участниками». Актеры играют не только на сцене, но и должны спускаться в зал: куклы бегают по рядам. Постановка предназначена для аудитории старше 12 лет (самой старой зрительницей спектакля Зерните оказалась одна столетняя литовка, которая была так впечатлена, что не захотела уходить до тех пор, пока ей не подарили одну из кукол). Спектакль покажут в Малом зале, потому что очень важна камерная (Каролина говорит – «тоненькая») атмосфера.

Премьера «спектакля с закрытыми глазами», как написано на афише, состоится в Московском театре кукол 23 апреля. Сейчас труппа обкатывает свое выступление перед незрячей аудиторией, в том числе перед актерами театра Всероссийского общества слепых «Внутреннее зрение». По словам актрисы театра Ирины Кравченко, спектакль труппе в целом понравился. «Мы все вышли в таком приподнятом настроении, так хотелось включиться в это действо. Конечно, есть еще много неопределенности, много вопросов: например, надо ли больше общаться со зрителем словами, предупреждать его, чтобы не было неожиданностей, или все-таки вовлекать его в действие, чтобы образы рождались в его воображении, усиливаясь от ощущений. Для всех нас это что-то новое и очень интересное», – поделилась она.

23-25 апреля, www.mospuppets.ru