Первый фестиваль кинодебютов «Движение» в Омске

Рядом с дебютантами ударно выступили признанные мастера – Алексей Федорченко и Сергей Лозница
А.Махонин/ Ведомости

ОМСК - Фестивальная экспансия в регионы продолжается: на этот раз жертвой всероссийской эпидемии стал Омск. Кинофестиваль дебютов получил название «Движение». Дебютантами оказались не только авторы восьми конкурсных фильмов, но и учредители смотра: его президент Артем Михалков, вопреки фамильной традиции, предпочел «большому стилю» неформальную интонацию (например, на церемонии открытия читали киноведческий рэп), а программный директор, кинокритик Стас Тыркин, не побоялся объединить под одной эгидой игровое, неигровое и экспериментальное кино.

Все показы были бесплатными для жителей Омска, залы были заполнены даже в будни. Некоторые фильмы – к примеру, нарезку из авангардного документального интернет-проекта «Реальность» – местная публика смотрела буквально открыв рот.

Дебютантом в качестве председателя жюри оказался и режиссер Василий Сигарев – кстати, тоже житель провинции. Его бескомпромиссный вердикт позволил выделить безусловного фаворита: фильм театрального постановщика Владимира Панкова «Доктор» – своеобразная смесь брехтовской оперы с перенесенными в наши дни «Записками юного врача» (впрочем, основой картины явно стали подлинные события, а не булгаковская проза) – был удостоен премий за режиссуру и актерский ансамбль, а также Гран-При.

Вторым победителем «Движения» стал Павел Бардин. Автора двух полнометражных картин в дебютанты записали как создателя первого в его жизни сериала «Салам Масква» – именно так, с орфографической ошибкой. Его три эпизода были показаны на едва ли не самом ажиотажном сеансе фестиваля (у зрителей в антипиратских целях собирали телефоны – такого в Омске не бывало никогда). Похождениям двух следователей ГУВД – капитана Реброва и лейтенанта Маджидова – удивительным образом удается совместить чернушный натурализм с авантюрной эстетикой, свойственной, скорее, американским, чем отечественным телефильмам «про ментов». В итоге эту сложную и большую работу, снятую некоторое время назад и до сих пор не добравшуюся до эфира, наградили двумя премиями – за сценарий и операторскую работу. Между тем, шансы на показ по телевидению (в продюсерах сам Константин Эрнст) тают на глазах: фильм, гуманистичный по посылу, буквально напичкан сочной ненормативной лексикой.

Сознательно ориентируясь на «альтернативное» программирование, не учитывающее ни мейнстрим, ни форматное авторское кино, отборщики откопали немало интересного – от неигрового гротеска «Денис Давыдов Trip» до изобретательного и циничного зомби-трэша «Метелица: зима мертвецов».

Вне конкурса обнаружились настоящие сокровища, в основном документальные. В самых неожиданных, мягко говоря непарадных, обличиях предстали герои сериала Кирилла Серебренникова «Титаны» – Олег Табаков, Марк Захаров, Галина Волчек и Александр Сокуров.

Две короткометражные работы Сергея Лозницы сложились в неординарный диптих: бессловесное черно-белое «Письмо» из захолустного российского приюта для душевнобольных, снятое будто бы на Марсе, отозвалось в медитативной пантеистической притче «Чудо святого Антония» – ответной весточке из далекой Португалии, где в праздничный день священник благословляет домашних животных.

Самым же удивительным событием «Движения» стал фильм мистификатора и мифолога из Екатеринбурга Алексея Федорченко «Тот свет», сложившийся из трех документальных картин разных лет. Вместе они образовали нераздельное единство. Первая новелла, «Давид», повествует о невероятной судьбе еврейского мальчика, попавшего в нацистские лагеря смерти, а затем, уже подростком, поучаствовавшего в боях за независимый Израиль и попавшего после этого на четверть века в советские лагеря – без статьи и приговора. Вторая, «Банный день», знакомит с другим удивительным стариком – ворошиловским стрелком, отцом десятерых детей, которому на старости лет в лесу явилась Богородица; теперь он, в своей деревенской бане, дает возможность очиститься каждому, кто пожелает. Наконец, третья, «Австралия», – видеописьмо семьи российских эмигрантов из сиднейского парадиза, полное наивных псалмов во славу буржуйской идиллии, – и парадоксально завершающееся неожиданной трагедией. «Тот свет» - современная модификации дантовского путешествия, экскурсии в Ад, Чистилище и Рай. В мир иной, куда путь жителю России – страны по-прежнему пугающей, прекрасной и неисследованной – всегда открыт, о чем не устает напоминать кинематограф.