Статья опубликована в № 3337 от 29.04.2013 под заголовком: Совсем как ребенок

«Хуан Миро. Образы»: Выставка классика ХХ века подтверждает его величие

В Московском музее современного искусства открыта выставка «Хуан Миро. Образы». Достаточна представительная, чтобы почувствовать обаяние классика модернистской живописи
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Хуан Миро старался писать картины, как рисуют дети, и у него получалось
С. Портер / Ведомости

Такой большой выставки Хуана Миро в Москве еще не было – ее привезли из Фонда Пилар и Хуана Миро на Майорке, из дома-мастерской, где художник прожил последние двадцать семь лет своей жизни. Фотографии мастерской и предметы из нее также привезли и экспонируют для атмосферы. Показывают более двухсот картин плюс скульптуру и графику в рамках фестиваля «Черешневый лес», поэтому перед особняком на Гоголевском бульваре, где находится музей, стоят белые и едко-розовые фальшивые деревья, так не идущие простоте и естественности попавших внутрь работ.

Кураторы выставки испанские – Эльвира Камара Лопес и Мария Луиза Лакс Качо, – знающие, как надо показывать произведения великого художника ХХ века, чтобы он и выглядел великим, когда не имеешь его лучших работ. В фонде на Майорке хранятся в основном поздние произведения Миро, и его собрание уступает барселонскому фонду художника, где много больших ярко-красочных полотен, с торжествующим синим и духоподъемным желтым.

Но кураторы справились с проблемой идеально, и дело не в том, что они верно разглядели в священных для искусства ХХ века «каракулях» Миро птиц, женщин, персонажей и просто «знаки» и соответственно скомпоновали разделы, но с большим артистизмом разместили произведения так, что в каждом зале есть нечто замечательное, хотя рядом может висеть вещь для первого знакомства с художником необязательная, проходная, лабораторная.

Впрочем, мало знакомым московской музейной публике Миро назвать трудно, его графику показывали на выставках, его работы широко тиражируются, а родная художнику Барселона – популярное место отдыха и экскурсий. И хотя Миро не сравнится туристической популярностью с архитектурным гением Гауди, его произведения так же общедоступны – не для понимания, а для восприятия.

«Детскость» лучших работ художника – сама «святая простота», чистая радость от общения с миром, доступная ребенку и только редкому взрослому. «Женщина с растрепанными волосами из-за птицы на рассвете» – как раз такая картина, энергичная и жизнерадостная. Вообще в обстоятельном «женском» разделе экспозиции много веселого, в том числе небольшого размера скульптуры – чистый модернизм, основанный на фольклоре, несколько механическое, но и забавное соединение, например, свистульки и округлых частей тела.

Миро принято числить сюрреалистом – он примыкал к этому течению и верил в правоту подсознательного и непосредственного. Его картины называют абстрактными, потому что в них не просматривается сюжет, хотя есть постоянно действующие персонажи – звездочки, амебы, полумесяцы, козявки, закорючки и лестницы в небо.

Но в отличие от истинных сюрреалистов и правоверных абстракционистов Миро не интеллектуал, а эстет. И это блистательно подтверждают несколько выставленных в ММСИ работ: «Солярные знаки» и «Солярные символы», «Король Убю на Балеарских островах», различные артистичные листы «Без названия». Миро удавалось отключать в работе рассудок, но глаз его оставался безукоризненно острым и точным, умным.

До 9 июня

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more