«Хуан Миро. Образы»: Выставка классика ХХ века подтверждает его величие

В Московском музее современного искусства открыта выставка «Хуан Миро. Образы». Достаточна представительная, чтобы почувствовать обаяние классика модернистской живописи
Хуан Миро старался писать картины, как рисуют дети, и у него получалось/ С. Портер/ Ведомости

Такой большой выставки Хуана Миро в Москве еще не было – ее привезли из Фонда Пилар и Хуана Миро на Майорке, из дома-мастерской, где художник прожил последние двадцать семь лет своей жизни. Фотографии мастерской и предметы из нее также привезли и экспонируют для атмосферы. Показывают более двухсот картин плюс скульптуру и графику в рамках фестиваля «Черешневый лес», поэтому перед особняком на Гоголевском бульваре, где находится музей, стоят белые и едко-розовые фальшивые деревья, так не идущие простоте и естественности попавших внутрь работ.

Кураторы выставки испанские – Эльвира Камара Лопес и Мария Луиза Лакс Качо, – знающие, как надо показывать произведения великого художника ХХ века, чтобы он и выглядел великим, когда не имеешь его лучших работ. В фонде на Майорке хранятся в основном поздние произведения Миро, и его собрание уступает барселонскому фонду художника, где много больших ярко-красочных полотен, с торжествующим синим и духоподъемным желтым.

Но кураторы справились с проблемой идеально, и дело не в том, что они верно разглядели в священных для искусства ХХ века «каракулях» Миро птиц, женщин, персонажей и просто «знаки» и соответственно скомпоновали разделы, но с большим артистизмом разместили произведения так, что в каждом зале есть нечто замечательное, хотя рядом может висеть вещь для первого знакомства с художником необязательная, проходная, лабораторная.

Впрочем, мало знакомым московской музейной публике Миро назвать трудно, его графику показывали на выставках, его работы широко тиражируются, а родная художнику Барселона – популярное место отдыха и экскурсий. И хотя Миро не сравнится туристической популярностью с архитектурным гением Гауди, его произведения так же общедоступны – не для понимания, а для восприятия.

«Детскость» лучших работ художника – сама «святая простота», чистая радость от общения с миром, доступная ребенку и только редкому взрослому. «Женщина с растрепанными волосами из-за птицы на рассвете» – как раз такая картина, энергичная и жизнерадостная. Вообще в обстоятельном «женском» разделе экспозиции много веселого, в том числе небольшого размера скульптуры – чистый модернизм, основанный на фольклоре, несколько механическое, но и забавное соединение, например, свистульки и округлых частей тела.

Миро принято числить сюрреалистом – он примыкал к этому течению и верил в правоту подсознательного и непосредственного. Его картины называют абстрактными, потому что в них не просматривается сюжет, хотя есть постоянно действующие персонажи – звездочки, амебы, полумесяцы, козявки, закорючки и лестницы в небо.

Но в отличие от истинных сюрреалистов и правоверных абстракционистов Миро не интеллектуал, а эстет. И это блистательно подтверждают несколько выставленных в ММСИ работ: «Солярные знаки» и «Солярные символы», «Король Убю на Балеарских островах», различные артистичные листы «Без названия». Миро удавалось отключать в работе рассудок, но глаз его оставался безукоризненно острым и точным, умным.

До 9 июня