Фестиваль Hot Docs в Торонто: Семья и другие кошмары

В Торонто открылся фестиваль документального кино Hot Docs. Пока что программа больше всего напоминает цирковые гастроли по тюрьмам разных стран
Канадское «Имение» – диковинный образец семейного кино/ hotdocs

Фестиваль Hot Docs считается самым большим в Северной Америке фестивалем документального кино. За десять дней фестиваля будет показано 205 фильмов, зрителей ожидается около 175 тысяч (Московский фестиваль гордился сотней тысяч). Hot Docs в этом году отмечает двадцатилетие.

Фильмом открытия стал дебют канадца Шоуни Коэна «Имение», едва ли не лучшее кино в истории жанра дисфункциональной семьи. Более странная семья встречалась разве что в «Техасской резне бензопилой» и «Чебурашке и крокодиле Гене». Если на основе «Имения» сделать телесериал, его будут ругать со всех сторон – за излишнюю фарсовость, неубедительность персонажей, антисемитизм, сексизм и мизантропию. А главное, за то, что в жизни такого не бывает. Как заметили критики, почти каждый начинающий документалист снимает свою семью, просто Коэну с семьей невероятно повезло: его отец – владелец «Имения», стрип-клуба недалеко от Торонто. В этом сумасшедшем доме у всех свои проблемы: папа – безапелляционный жирный боров, мама – высохшая мумия-анорексичка, брат – хлыщ, с которым Шоуни не очень-то хочет общаться. Ну и сам Шоуни, пришедший в семейный бизнес из большого кино, – в частности, он занимался компьютерной графикой на фильмах «Обитель зла – 2» и «История насилия». Теперь по крайней мере мы знаем, почему зло в «Обители зла – 2» такое унылое.

Еще одна полусемейная драма, ставшая цирком, – фильм «Гнуть сталь» Дэйва Кэррола. Герой – рыжий Крис Шэк – интроверт на грани аутизма. Он показывает цирковой номер: гнет сталь. Гвозди, стальные пруты, подковы. Так он пытается преодолеть два своих главных страха: боязнь публики и боязнь провала. Он не умеет заводить отношения с людьми, и разобраться со стальной пластиной ему легче, чем поговорить с отцом и матерью. Фильм – настоящая инди-драма о преодолении себя и о том, как ярость, направленная на стальные предметы, может заменить навыки общения. «Когда остальные заводят романтические отношения, я иду гнуть сталь», – говорит Крис. Герой приехал на фестиваль, с чемоданом. Женщина из зала смущенно спросила: «Скажите... а вы привезли с собой... что-нибудь стальное?» «Да», – Крис ответил громко и четко, как счастливый робот. И согнул.

На фестивале собраны лучшие документальные фильмы последнего года, и в их числе, неудивительно, российские: «Зима, уходи!» учеников Школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова и «31 рейс» одного из них – Дениса Клеблеева. В раздел «Русская тема» попала и судебная трагикомедия «Pussy Riot – панк-молитва» Максима Поздоровкина и Майка Лернера, премьера которой в Торонто состоялась в день, когда Толоконниковой отказали в условно-досрочном освобождении. Подробный рассказ о процессе над Pussy Riot уже получил спецприз Санданса. Этот спецприз надо было отдать героиням фильма, потому что режиссеры, собрав прекрасный материал, оказались им полностью заворожены. «Панк-молитва» – не художественное высказывание, а честный репортаж. Тоже очень полезная штука.

Слова «художественный фильм» и «документальный» давно уже перестали быть антонимами, теперь дело за парой «игровое – неигровое». Почти все фильмы Hot Docs не просто напоминают игровое кино, они полностью переняли художественную стилистику. Иногда в финале даже обижаешься на сценариста: не мог придумать что-нибудь покруче? Так, в «Беженце: побеге из Северной Кореи» сюжет боевика тонет в компьютерных эффектах и неуверенности режиссера. Режиссер Анн Шин, канадка корейского происхождения, последовала за брокером по прозвищу Дракон и пятью беженцами-нелегалами, которые сбежали из Северной Кореи в Китай, а хотят попасть в Таиланд, где их ждет свобода. Режиссер до последнего момента не может понять, герой этот брокер, злодей или жертва, бояться его или ненавидеть?

После каждого фильма можно проголосовать и дать денег на приз зрительских симпатий. Три фильма разделят эту премию. На выходе из зала стоит коробка, куда можно складывать пожертвования. На первом месте по зрительским симпатиям пока что фильм «Героиня-одиночка» – о боксершах-подружках и «Старая добрая Фреда» – о Фреде Келли, секретаре группы «Битлз». Краудфандинг сегодня в моде, и на выходе из кинотеатра сидит бомж с похожей коробкой.

Торонто