В Петербурге открылась новая сцена Мариинского театра

Вторая сцена Мариинского театра, которая строилась почти 10 лет, открылась 2 мая, в день рождения художественного руководителя театра Валерия Гергиева
Новая сцена Мариинского театра/ Екатерина Кузьмина/ Ведомости

Открытие совпало с 60-летием художественного руководителя и дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева, 1 мая удостоенного звания «Герой труда». Участники концерта спели дирижеру Happy birthday. После представления его поздравляли гости вечера. Свое слово сказали и градозащитники – одинокий пикетчик стоял у входа в театр с плакатом «С днем рождения, директор ТРК «Мариинский»!

Вечером в четверг очередь из лимузинов выстроилась у подъезда нового здания. На гала-концерт в честь открытия второй сцены прибывали гости, среди которых были президент Сбербанка Герман Греф, руководитель президентской администрации Сергей Иванов, глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, миллиардеры Алишер Усманов, Геннадий Тимченко, Александр Несис.

Концерт с 15-минутным опозданием открыл президент России Владимир Путин. Он сказал, что присутствовал на заседании попечительского совета (в числе партнеров Мариинки – ВТБ, Сбербанк, Yoko Ceschina, JTI), а также пообещал строить театры не только в столицах, но и в регионах. Он напомнил, что идея создания второй сцены возникла еще в 1997 г.: «Но мы все помним, что было в 1997 г., а в 1998 г. вообще случился дефолт».

Архитектурный облик нового здания, расположенного в историческом центре Петербурга и отделенного от старой сцены Крюковым каналом, складывался сложно. В 2001 г. проект второй сцены, созданный американским деконструктивистом Эриком Оуэном Моссом, оценивался в $130 млн, он был отвергнут градостроительным советом Петербурга. В 2003 г. конкурс на проектирование выиграл французский архитектор Доменик Перро. В ценах 2006 г. стоимость строительства составляла 9,5 млрд руб. Из-за конфликтов с заказчиком контракт с Перро был расторгнут. В 2009 г. конкурс на проектирование выиграло КБ высотных и подземных сооружений с проектом канадского бюро Diamond & Schmitt Architects. Строительство финансировалось из федерального бюджета и обошлось примерно в 22 млрд руб.

Новое здание вмещает 2000 человек. Его площадь 80 000 кв. м. В первый вечер свободные места были даже в партере. Концерт продолжался около двух часов, мобильная связь все это время была отключена. Путин сидел в партере рядом с балериной Майей Плисецкой.

Наряду с европейской классикой в программе нашлось место для сцены коронации из «Бориса Годунова» в традиционной трактовке и песни «Эй, ухнем!». Когда на сцену вышел Пласидо Доминго (ария Зигмунда из «Валькирий»), в зале засветились экраны телефонов. Потом Доминго ненадолго встал за дирижерский пульт.

Многие петербуржцы, в числе которых гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, сомневаются в художественной ценности сооружения и сравнивают его с торговым центром. Гергиев считает, что называть вторую сцену «чуть ли не градостроительной ошибкой» скоропалительно. «У нас есть возможность за год-два добиться того, чтобы это здание воспринималось как часть единого богатого культурного пространства Петербурга, говорил он в интервью «Ведомости.Пятница».