«Вооруженные мечтой»: Инсталляция Ирины Кориной вертится в Манеже

Ирина Корина выстроила в Манеже инсталляцию «Вооруженные мечтой», смотрится она там как гастарбайтер на венском балу
Большой Манеж – испытание для художника/ Д. Абрамов/ Ведомости

Зрители, посмотревшие на инсталляцию Кориной, застывают у пояснительного текста. Хотят понять, почему в центре пустого Манежа возведен кружащийся шатер с бутафорским костерком внутри, окруженный землицей с фальшивыми грибочками, да еще подход к нему забаррикадирован рядами уличных заграждений. Чтение ясности не вносит, хотя написана чистая правда. Восьмиметровая палаточная конструкция действительно «мифологема современной действительности», но вот насчет «обнажающая и обостряющая ее механизмы» можно и не согласиться, Корина не острит, а поэтизирует обыденное.

Ирина Корина – одна из лучших современных художниц, лауреатка и номинантка главных арт-премий, любимица художественного сообщества, талантливая и понятная. На позапрошлом конкурсе «Инновации» она за «Показательный процесс», гигантскую пластилиновую массу, тяжело выдавливающуюся из огромного проволочного куба, могла бы получить главный приз. Но у тогдашнего победителя – группы «Война», нарисовавшей известно что на Литейном мосту, – выиграть было невозможно. Прямой матерный жест всегда победит пластическое иносказание.

Проблема «Вооруженных мечтой» в том, что метафору здесь распознают не сразу. Ярмарочная времянка в торжественном ампирном зале, пусть и новодельном, удивляет, но реальность, где мало кто и что на своем месте, дает больше поводов изумиться. Скорее публика заинтригована, почему шатер-карусель является произведением художника, а не остатками украшения какой-нибудь медовой торговли, не раз проводившейся в этих торжественных стенах. Или не декорацией циркового представления.

Возможно, для поддержки инсталляции в глазах непривычной к современному искусству публики стоило бы выставить на просторах Манежа несколько вещей Кориной. Огромный красочный фонтан из клеенки, например, или роскошную, также клеенчатую, лодку. Тогда бы понятнее стало, как из дешевых материалов рождаются великие формы, смутные образы и красота. Но и так, думаю, над «Вооруженными мечтой» будут думать. И зачем здесь карусель, и почему она метафора нашей жизни?.