Продажи коротких туров в России за год выросли вдвое

Если нет возможности сделать перерыв в работе на неделю, россияне покупают турпутевки на выходные
По данным Skyscanner, в 2012 году спрос на поездки выходного дня вырос в России на 47%/ VOLLER ERNST/ VOSTOCK-PHOTO

Интернет-агентство коротких событийных поездок Weekends.Travel запустили немногим более года назад несколько выпускников курса EMBA бизнес-школы Сколково под идеологическим руководством Вадима Зеленского, владельца компании Zelenski Corporate Travel Solutions, специализирующейся на бизнес-туризме. Желание жителей больших городов хоть ненадолго вырваться из повседневной рутины позволило команде единомышленников разглядеть свободную нишу на туристическом рынке, вспоминает Гайдук.

На смену модели “солнце, море, пляж” приходит модель “пейзаж, знания, досуг”, уверен Александр Коновалов, владелец экофермы “Коновалово” в Шаховском районе Подмосковья и горячий сторонник развития аграрного туризма. В последние годы уровень техногенных нагрузок и нагрузок на нервную систему городского человека так сильно вырос, что для восстановления душевного и физического здоровья необходимо хотя бы на пару дней отправиться в деревню, считает фермер. Сейчас около 60% туристов приезжают к нему на ферму именно на выходные. “Мне интересно на выходные съездить в глушь "на кемпинг" в одиночестве, так как за рабочую неделю в мегаполисе действительно устаешь, особенно зимой, когда климат холодный и организм слабеет”, — признается аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Он говорит, что предпочтет дикую природу пляжу с шезлонгами.

А директор проекта Weekends.Travel Екатерина Гайдук считает, что альтернативу недельному пляжному отдыху вполне может составить насыщенная событиями трехдневная поездка в интересный город. “Для современных городских жителей тема поездок на выходные очень близка, ведь это прекрасный способ "перезарядить батарейки"”, ­- объясняет Гайдук.

Полет нормальный

Несмотря на то что средняя продолжительность туров в России за прошедший год выросла с недели до восьми дней, популярность коротких поездок — на два-три дня — выросла двое, сейчас на нее приходится 21% от общего объема турпоездок, рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Отечественные путешественники все чаще выбираются на уикенд за границу, отмечает директор по развитию российского рынка онлайн-системы поиска авиабилетов Skyscanner Татьяна Данилова. Этому, по ее мнению, способствует рост числа многократных шенгенских виз, выданных россиянам (посольство Финляндии, например, еще в 2011 году отрапортовало о выдаче более 1,2 млн таких виз и сделало прогноз о значительном росте выдачи в 2012-2013 годах), доступность прямых перелетов во многие европейские города и возможность найти бюджетные авиабилеты.

Активнее всего в выходные путешествуют жители Москвы и Санкт-Петербурга — во многом именно потому, что из аэропортов двух столиц можно легко и быстро переместиться практически в любую европейскую страну, считает Данилова.

В масштабах всей России столь легких на подъем путешественников оказалось не так много: процент запросов авиарейсов на выходные дни составляет лишь 1,38% от всех запросов в 2012 году и 1,47% — таковы данные по результатам февраля 2013 года, свидетельствует статистика Skyscanner.

Отдых по интересам

“Наша аудитория — современные люди, свободно говорящие на иностранных языках, их не интересуют такие традиционные компоненты турпакетов, как трансфер (быстрее и дешевле доехать на быстром поезде airport-express или на общественном транспорте); автобусные экскурсии с русскоговорящим гидом (все давно знают, что качество этих гидов оставляет желать лучшего, а экскурсию можно послушать на двухэтажных автобусах hop on-hop off, которые есть сейчас почти во всех городах Европы); завтрак, включенный в цену (не все едят полный завтрак с колбасой, яичницей и т. д., а кофе и круассан в кафе за углом будет стоить в 10 раз дешевле — все же взрослые люди давно понимают, что завтрак "включенный" в цену, на самом деле не является бесплатным)”, — рассказывает про любителей туристических уикендов Екатерина Гайдук.

Учтя вкусы целевой аудитории, Weekends.Travel предлагает сейчас только один тип турпродукта — трехдневную поездку на двоих (потому что вдвоем путешествуют гораздо чаще, чем в одиночестве), с перелетом прямым рейсом (жаль тратить время на пересадки) и проживанием в дизайнерском отеле — деньги у клиентов ресурса есть, и за них они хотят получить яркие впечатления.

Для того чтобы впечатлений было больше, Weekends.Travel постоянно публикует подборки самых интересных событий каждого города, в который отправляет туристов, и рекомендации от русскоязычных резидентов и известных россиян. Предпочтение отдается местам, не известным массовым туристам, но отражающим дух страны и города, подчеркивает Гайдук. Она уверена, что команда Weekends.Travel в своих расчетах не ошиблась: сейчас ежемесячная аудитория ресурса превышает 150 000 человек, более 40 человек в неделю приобретают туры.

Больше всего клиентов интересуют такие признанные “иконы” туризма, как Амстердам, Лондон, Париж, Стамбул, рассказывает Гайдук. Но круг интересов неуклонно растет: увеличивается число желающих отправиться в поездку по городам соседних стран или России, например в Киев, Пермь или Ригу.

Сено с пузырьками

Сельские туристы получают больше эмоциональных и познавательных впечатлений, чем любители традиционного пляжного и музейного отдыха, парирует Коновалов. Кроме того, те, кто оставляет деньги в сельских отелях и музеях, решают важную экономическую задачу по развитию российской глубинки, убежден фермер.

В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня вместимостью 30 человек — сюда приезжают даже иностранные туристы по дороге из Санкт-Петербурга в Москву, и по своей популярности этот туристический объект может конкурировать с национальными музеями, рассказывает Коновалов.

Жители Углича наперегонки создают частные музеи по самой разной тематике — от кукол до водки, — и сейчас таких мест в городе уже более тридцати.

В Ярославской области есть целые деревни, проводящие мастер-классы по различным народным промыслам, перечисляет Коновалов. “На нашей экоферме с успехом проходят занятия по приготовлению национальных блюд из натуральных продуктов и уроки для детей по фермерским работам, — продолжает он. — На мой взгляд, наиболее перспективными направлениями для агротуризма являются гастрономический, событийный и этнографический туризм, а также туры с обучением и мастер-классами”.

Но для того чтобы привлечь горожанина в деревню, одного труда на свежем воздухе недостаточно. Нужен номер с европейским уровнем комфорта, сауна с джакузи, а рядом сеновал, сельские просторы и деревенские продукты, делится он секретом успеха.

Путешествуем дома

Краткосрочные поездки внутри России еще долго с большим отрывом будут оставаться на первом месте среди всех туров выходного дня, считает Евгений Юркевич, соучредитель и директор по развитию интернет-сервиса планирования путешествий Agenda. Для большей части населения страны уикенды в Европейском союзе пока еще недостижимая роскошь, объясняет он.

Но деньги не главное. “Самое большое препятствие в Европу — необходимость получать визу”, — признает Юркевич.

По этой причине сегодня такой вид туризма больше всего востребован в странах Евросоюза с высоким уровнем жизни и развитой инфраструктурой — лоукост-авиаперевозчиками, скоростными поездами и автомагистралями. И отсутствием пограничных барьеров.

Уикенд с выездом: цифры и факты

Татьяна Данилова, директор по развитию российского рынка компании Skyscanner:

“У российских путешественников популярность поездок на выходные дни (три дня с пятницы по воскресенье) действительно растет: по сравнению с 2011 годом спрос на такие поездки вырос на 47%.

Как правило, для россиян самыми популярными направлениями для поездок на выходные являются европейские. К наиболее интересным для жителей России городам относятся Лондон, Париж, Рим, Барселона, Дублин, Мадрид, Амстердам, Прага, Вена, Копенгаген, Стокгольм, Стамбул, Берлин.

В 2012 году больше всего запросов было адресовано поиску билетов в такие страны, как Испания, Германия и Италия. Более чем в два раза повысился интерес к Чехии.

Довольно часто путешествуют на выходных самолетом испанцы (5%), швейцарцы (6%), люксембуржцы (7%), бельгийцы (5%). Однако необходимо принять во внимание, что в данном случае статистика не может быть абсолютно объективна, так как благодаря коротким расстояниям между государствами Евросоюза многие европейцы выбирают поезда и автомобили для внутренних переездов по зоне Шенгенского соглашения“.

Эта публикация основана на статье «Клуб выходного дня» из приложения "Как потратить" газеты «Ведомости» от 13.05.2013, №80 (3342).