Статья опубликована в № 3347 от 20.05.2013 под заголовком: Портрет фронтона

«В сторону света»: Игорь Пальмин выбрал 25 фотографий

«В сторону света» – выставка 25 совершенных архитектурных фотографий. Игорь Пальмин выбрал их из снятого почти за полвека
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Центр фотографии имени братьев Люмьер открыл эту выставку к 80-летию Игоря Пальмина. Его работы выставляются часто. Особенно портреты художников и поэтов московского андеграунда последних советских десятилетий, он сам был человеком той богемы и ее фотобиографом. Весной по случаю показали давнюю московскую съемку с улицами без рекламы, только с неоновыми вывесками, вечно теряющими буквы. И вот теперь Пальмин сам отобрал 25 архитектурных фотографий, получилась выставка шедевров. Слово излишне пышное для стиля Пальмина, чуждого пафоса и сильных эффектов, но так и есть – каждый крупноформатный снимок не имеет изъянов и не выпячивает достоинства.

Пальмин снимал здания много лет, для книг и журналов, можно сказать, что долужковская Москва сохранилась на его фотографиях в самом натуральном виде, до новодельной пластики. Даже раненные временем фасады и брандмауэры честно хранили тогда память об эпохе. Подборку таких пальминских фотографий на выставке проецируют на экран. На стенах же висят только те, где главное – невидимая работа света.

«Во время своих архитектурных съемок я любил смотреть, как свет крадется и оживляет орнаменты модерна». Кажется, что большую часть жизни Пальмин провел в ожидании света, по крайней мере, в разговорах слова «ждал свет» он произносит часто и буднично. При этом никакой мажорной светописи, игры бликов, подчеркнутых контрастов в его снимках нет. Свет не герой кадров, он их создатель, а фотограф просто на кнопку нажимал, когда все было готово.

Произведения искусства, где не видны ни авторская воля, ни прием, ни труд и пот, обладают особым обаянием естественности и подлинности. Фотографии Пальмина как раз такие – фасады, колонны, фронтоны, лестницы, скульптуры и кариатиды в них такие, как есть, во всех подробностях и в общем, целостном впечатлении.

Целостной получилась и выставка, хотя фотографии на ней не из одной серии. Есть ракурсные – высотка на площади Восстания виднеется между ног двух скульптур. Есть чистый эстетский минимализм белого на белом в память о любимом художнике Пальмина Владимире Вейсберге – портал и стена храма Троице-Сергиевой лавры. Есть жанровые – скульптурные львы, кони и Аполлоны на фотографиях часто кажутся живыми, на пальминских – тоже. Пара блестяще решенных геометрических задач – линии колоннады Ленинской библиотеки, треугольный верх брандмауэра, перечеркнутый тенью.

Ну а кончается выставка печально – ячеистой стеной панельной многоэтажки одного из бессмысленных районов нашей большой столицы. Вообще, у Пальмина есть фотографии о красоте и счастье на улицах дешевого массового жилья. Но эти фотографии нельзя назвать архитектурными.

До 30 июня

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more