Статья опубликована в № 3352 от 27.05.2013 под заголовком: Ниоткуда без любви

«Русалка» Даргомыжского в Мариинском театре: Ниоткуда без любви

Премьера «Русалки» Даргомыжского оставила без ответа ставший привычным для Мариинского театра вопрос «Зачем?»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Пушкинская «Русалка» причалила к модерну
Шамуков Руслан / ИТАР-ТАСС

Режиссер Василий Бархатов в буклете уверяет, что «Русалка» – его заветная репертуарная идея. Декларация расходится со спектаклем: он, напротив, вызывает ощущение, что почему-то решили делать «Русалку», наняли постановочную бригаду, и та принялась думать и гадать, чем заполнить время огромной партитуры. Во-первых, с помощью элегантных костюмов Марии Даниловой действие отправили в эпоху модерна. Что дало возможность транспонировать переживания героев трагедии Пушкина, по которой композитор сам написал либретто, в несколько напыщенную тональность Серебряного века. К примеру, князь, обесчестивший и бросивший дочку мельника Наташу (оттого утопившуюся и ставшую русалкой), мучится декадентской рефлексией и пытается засунуть голову в петлю, сделанную из брючного ремня.

Художник Зиновий Марголин поделил сцену поперек тремя подвижными стенами, они разграничивают происходящее функционально – комнаты в доме князя и символически – миры. Скажем, финал – не берег Днепра, но театр, где дают спектакль про русалок, князю видится (и слышится) в солистке Наташа, у него инфаркт, и по одну сторону стены разворачивается пантомима реанимации, по другую – княжеские грезы в клинической смерти: русалка, якобы родившаяся от нее дочка, жена, мельник и прочие персонажи, предусмотренные в последней картине IV акта.

В режиссерской экспликации все это, должно быть, выглядело занятно. В сценическом воплощении – скучно. Поскольку, извините за напоминание, в театре мы не идеи воспринимаем, но энергию жизни. А ее нет. Русские композиторы, в том числе Даргомыжский, с предельной экзистенциальной глубиной переживали самоосознание России и узел ее взаимоотношений с миром (в частности, русского мелоса с европейской музыкальной традицией). Но авторов «Русалки», судя по спектаклю, эта проблематика оставляет холодными – а без нее музыка и, следовательно, артисты не заживут.

Увы, и оркестр Валерия Гергиева (звучавший, как ни странно, глуховато) не доказал, что эта партитура столько лет пылилась незаслуженно.

Санкт-Петербург

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more