Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 3353 от 28.05.2013 под заголовком: Чистая победа

Итоги Каннского фестиваля - 2013: Спилберг решил красиво

Присуждение каннской «Золотой пальмовой ветви» фильму Абделлатифа Кешиша «Жизнь Адели» стало торжеством не политики, а киноискусства
Великий режиссер оказался и великим председателем жюри
VALERY HACHE / AFP

Вопрос о том, как председатель жюри Стивен Спилберг разберется с «Жизнью Адели», был главным на церемонии закрытия 66-го Каннского кинофестиваля. В фильм Абделлатифа Кешиша влюбилась и родная французская (Кешиш родился в Тунисе, но живет и работает во Франции), и мировая кинопресса, он получил восторженные рецензии и самые высокие оценки в публикующих критические рейтинги фестивальных изданиях. Но Спилбергу, волновались журналисты, должно нравиться совсем другое кино. Такое, какое снимает он сам. Традиционное, понятное, доброе, о семейных ценностях. А такое кино в конкурсе было.

И Стивен Спилберг его наградил.

Приз за лучшую мужскую роль присудили Брюсу Дёрну, американскому ветерану, сыгравшему в «Небраске» Александра Пейна старика, который купился на фальшивое извещение о выигрыше миллиона, присланное по почте из родного штата. Несмотря на безнадежное сумасбродство затеи, младший сын берется отвезти его в Небраску. В этом сюжете, снятом на черно-белую пленку, Пейн соединил два любимых жанра – роуд-муви (как в фильме «На обочине») и семейную мелодраму (как в «Потомках»). Принимая награду за Дёрна, он с трудом скрывал разочарование: по негласным правилам актерские призы вычеркивают фильм из претендентов на выигрыш в главных номинациях, а Пейн, обладатель двух «Оскаров» за сценарии, похоже, рассчитывал, что жюри под руководством Спилберга будет к нему щедрее.

Зато иранский режиссер Асгар Фархади искренне радовался за свою актрису Беренис Бежо, отмеченную за лучшую женскую роль в семейной драме «Прошлое» (во многом повторяющей ходы из «Развода Надера и Симин», за который Фархади получил «Золотого медведя» Берлинского фестиваля и «Оскара» в номинации фильмов на иностранном языке). Для Бежо приз был явной неожиданностью. А для публики – знаком, что к Palme d'Or идет «Жизнь Адели», иначе жюри обязательно наградило бы сыгравших в ней актрис Адель Эксаршопулос и Леа Сейду.

Но интрига церемонии сохранялась. Вдруг Спилберг отдаст «пальму» японской семейной драме «Как отец, как сын» Хирокадзу Коре-эды, такой же доброй, как «Небраска», только лучше сделанной? Там две семьи получают известие, что их шестилетних детей когда-то перепутали в роддоме. Одна семья небогатая и многодетная, в другой, очень обеспеченной, ребенок единственный. Перед тем, как принять решение (меняться или не меняться), семьи должны сблизиться, преодолеть сословные предрассудки и т. д. Двухчасовое кино про выходные с детьми ожидаемо понравилось Стивену Спилбергу. И получило приз жюри.

Затем объявили награду за сценарий: Цзя Чжанке, «Печать греха», масштабная социальная фреска о неравенстве и насилии в современном Китае, основанная на реальных случаях, описанных в криминальной хронике.

А следующим призером оказалась еще более жесткая социальная драма. За режиссуру наградили Амата Эскаланте, автора фильма «Эли» – истории о том, как молодой мексиканский полицейский спрятал в доме 12-летней подружки конфискованные наркотики и что за это сделали с ним, подружкой и всей ее семьей. Картину показали в самом начале конкурса, она считалась аутсайдером и получила одну из самых низких оценок в рейтинге международного критического жюри журнала Screen. Многих шокировали сцены пыток, снятых настолько же подробно, насколько бесстрастно. То, что жюри под руководством Спилберга высоко оценило этот радикализм, стало главной неожиданностью вечера.

Но когда за Гран-при – вторым по значимости каннским призом – поднялся Оскар Айзек, исполнитель заглавной роли в комедии Этана и Джоэла Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса», публика снова расслабилась. Неожиданностей больше не предвиделось. Гран-при вызывало лишь два вопроса. Где Коэны? И где кот? Знаменитые кинобратья, у которых уже есть «Золотая пальмовая ветвь» (за «Бартона Финка») и три каннских приза за режиссуру (тот же «Бартон Финк», «Фарго» и «Человек, которого не было»), на церемонию приехать не смогли. Но рыжего кота, принимавшего участие в комической одиссее фолк-музыканта Льюина Дэвиса, могли бы делегировать. Хотя, говорят, кот в фильме снимался не один. А один был даже кошкой.

А потом наконец ведущая финальной церемонии Одри Тоту попросила «месье президента» объявить главного победителя. И Стивен Спилберг с гордостью и волнением назвал сразу три имени: Адель Эксаршопулос, Леа Сейду и Абделлатиф Кешиш. Так вообще-то не бывает: Palme d'Or вручается режиссеру, но жюри сочло двух актрис полноправными соавторами Кешиша. Каннский истеблишмент в главном зале «Люмьер» и международная кинопресса, смотревшая церемонию по трансляции из соседнего зала «Дебюсси», одновременно взорвались аплодисментами. Такого единодушия тоже почти не бывает, но в этот раз в победе Кешиша сошлось слишком много.

Во-первых, фильм французский и радость публики за своих вполне понятна.

Во-вторых, он попал в эпицентр французских общественных споров вокруг легализации однополых браков (хотя Кешиш, снимая картину, конечно, не знал, что его сюжет окажется в таком контексте) – и Каннский фестиваль вместе с голливудским классиком Стивеном Спилбергом, наградив «Жизнь Адели», высказались по этому вопросу однозначно.

Но важно подчеркнуть: у Кешиша любовь двух девушек показана как обыденный случай, естественная часть общего потока жизни. И эта естественность не позволяет городить вокруг фильма спекуляции и превращать его в манифест. Не будь французы сейчас так заняты спорами об однополых браках, «Жизнь Адели» все равно получила бы Palme d'Or. Потому что, в-третьих и в главных, это не просто лучший фильм Каннского фестиваля – 2013, а фильм, который развивает киноязык. Годами проверено: если в каннском конкурсе есть такой фильм, «Золотую пальмовую ветвь» отдают ему. Говорить о том, что «Жизнь Адели» наградили за тему, так же глупо, как утверждать, что «Древо жизни» в 2011 г. получило «пальму», потому что Терренс Малик – американский классик, а «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» в 2010-м – потому что Апичатпонг Вирасетакун представлял экзотическую кинематографию.

Главным каннским призом награждают искусство кино, даже если вокруг него много политики.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more