Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 3356 от 31.05.2013 под заголовком: Даная концептуалиста

В русский павильон на Венецианской биеннале выстроилась очередь

В первый же час после открытия павильона России на 55-й Венецианской биеннале к нему выстроилась очередь. Такого раньше в истории знаменитой выставки не было
Тему золота Вадим Захаров отыграл умно и пышно
DANIEL ZAKHAROV

Работа Вадима Захарова «Даная», сделанная для главного события в мире современного искусства – Венецианской биеннале, представляет нашу страну в высшей степени адекватно – монументально, основательно, умно и неполиткорректно. Собственно говоря, представляет и весь современный мир, стоящий на власти денег, человеческих мужских амбициях и женских, тоже человеческих, слабостях. Впрочем, не только современный – миф о Данае и проникшем в нее под видом золотого дождя Зевсе давно родился. Захаров этот миф вслед за многими художниками воспроизводит, продолжая искусство вообще и Рембрандта в частности. Получилось универсальное произведение.

Сочинение многозначное, обращенное к интеллекту, с размышлениями о мироустройстве, с иронией по поводу желания исправить базовые человеческие инстинкты – стремление к обладанию и богатству. И в то же время «Даная» зрелищна и притягательна, обращена к самым простым «сорочьим» порывам – поднять блестящую монетку, смотреть в колодец, посмеяться над чужой мелочной алчностью. В приведенном в каталоге разговоре художника с куратором нашего павильона Удо Киттельманом Захаров говорит, что «Даная» – «замок, к которому подходят ВСЕ ключи». И, как ни странно, это правда.

Устроена «Даная» концептуалиста Захарова так. На крыше павильона стоят антенны – ловцы информации, которая ведет к обогащению. На входе – а он на втором этаже – под потолком на жердочке сидит типичный успешный клерк, грызущий арахис. (Пояснение: английское слово peanuts в значении «мелочь» употребил в 1994 г. спикер правления Deutsche Bank, говоря о долгах, равных нынешним трем миллиардам евро; Захаров давно живет в Германии.) На стене призыв к джентльменам (он продолжится через зал) наконец признаться в похоти, жадности, нарциссизме, демагогии, цинизме, грабеже и прочих явных пороках. В следующем зале со стеклянного потолка сыплются блестящие золотые монетки. Сквозь пробитое в полу квадратное отверстие, огороженное невысокой «алтарной преградой», они падают золотым дождем на первый этаж, в «утробу». Там царство женщин – только им выдают зонтики, чтобы монетки не ударили, и разрешают взять одну на память. Сверху видно, что не все выполняют обещание. Высыпавшийся «золотой дождь» складывают в ведро, поднимают его сквозь дырку в полу на второй этаж, откуда по транспортеру под пристальным вниманием другого «клерка» он попадает на крышу, откуда и сыплется.

Даже по пересказу понятно, как забавно все устроено. Очевидец добавит, что смотреть на сыплющиеся монетки со словами trust, unity, freedom, love можно долго, особенно встав на колени, на бархатную подушечку «алтарной преграды». Очевидица покажет, сколько «золота» добыла. Гендерная неполиткорректность Захарова мнимая, к женщинам он претензий не предъявляет только потому, что их, Данай, жадность демонстративна.

В списке материалов, из которых сделана русская «Даная», кроме антенн, лестниц, арахиса, двух джентльменов, 200 000 специально отчеканенных монет и 2000 зонтиков, значатся зрители. Публика не только носит и собирает монеты и глядит в колодец, она еще и веселится от большой и дорогостоящей захаровской игры, для которой пришлось переделать исторический павильон России.

Пока биеннале открыта только для профессионалов. Международное арт-сообщество ловит информацию, что высокочувствительная антенна. Через пять минут после открытия вокруг слышались советы «пойти к русским». Ведь там можно получить сувенир получше раскрашенных тряпичных сумок, которые выдают повсеместно.

Венеция

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать