Вышла книга о литературных салонах прошлого

Познавательная и поучительная книга Влады Бунтури о литературных салонах прошлого наводит на размышление о том, возможно ли их возвращение в сегодняшнюю жизнь

К приюту тихому беседы просвещенной: литературный салон в культуре Петербурга» – исследование, выходящее далеко за пределы Северной столицы. Влада Бунтури заглядывает и в средневековые рыцарские замки, и в итальянское Возрождение, но с особой пристальностью всматривается в жизнь аристократической Франции ХVII и ХVIII веков. Естественно. Именно здесь, в гостиной маркизы де Рамбуйе и маркизы де Ламбер, и сформировался сам феномен литературного салона – его дух (свободы) и цели. Здесь определилась и главенствующая роль женщины: с тех пор чаще всего салон возглавляла блистательная хозяйка – и муза, и советчица своих гостей.

Русские аристократы и в этом оказались хорошими учениками французов. Литературоцентризм русской культуры привел к тому, что литературные салоны – княгини Голицыной, Карамзиной, графини Ростопчиной, графа Соллогуба – росли как на дрожжах. Здесь царила атмосфера дружеская, гости предпочитали говорить по-русски, касаясь и серьезных тем. Литературный салон ничем не желал напоминать «свет пустой». «К жилищу светлых дум дорогу знаю я / И радостно спешу к семье благословенной, / Где дружеский прием радушно ждет меня», – писала о салоне Карамзиной Евдокия Ростопчина.

Влада Бунтури сообщает о литературном быте пушкинского Петербурга немало любопытного, но мало нового, и самой интересной оказалась та часть книги, которая посвящена советской эпохе. После октябрьского переворота салонная культура не исчезла вовсе – еще в 1920-е годы в Петрограде существовало множество регулярных литературных собраний, которые посещали и Ахматова, и Хармс. Когда же биение всех живых родников было перекрыто, жизнь литературы обратилась в грунтовые воды, изредка пробивающиеся фонтанчиком где-нибудь в легендарном кафе «Сайгон», на религиозно-философском семинаре Татьяны Горичевой или встречах у поэта Елены Шварц.

Исследовательнице видится, что салонная культура жива и сегодня, что презентации в кафе и библиотеках наследует традициям литературных гостиных позапрошлого столетия. Увы, с этим трудно согласиться. Но подумать, чем вызвано нынешнее запустение и глубокое равнодушие к текстам товарищей по литературному цеху, откуда взялась эта пустыня на том самом месте, где даже в годы застоя пробивалась свежая травка, – и интересно, и важно. Работа Влады Бунтури настойчиво подталкивает нас к размышлениям об этом – и это еще одно ее очевидное достоинство.

Влада Бунтури. К приюту тихому беседы просвещенной: Литературный салон в культуре Петербурга. СПб: Дмитрий Буланин, 2013