Основной проект 55-й Венецианской биеннале посвящен базовой потребности человека – творить

Основной проект 55-й Венецианской биеннале – выставка «Энциклопедический дворец». На ней собраны самые разные, не только профессиональные, проявления человеческого творчества
Основной проект Биеннале похож на чердак человеческого сознания/ G.Bouys/ AFP

Выставкой достижений мирового современного искусства основной проект биеннале в этом году назвать невозможно. Обычно назначенный куратор выбирает из художников всего мира тех, кто лучше представляет его идею и вписывается в визуальную драматургию экспозиции. Массимилиано Джони, куратор нынешнего праздника, пошел по пути, давно опробованному даже в Венеции, но только не в основном проекте.

Свою грандиозную (150 художников из 37 стран) выставку, развернутую в ангарах Арсенала и павильоне в садах Джардини, Джони превратил в демонстрацию странностей и крайностей человеческого сознания. Произведения классиков, например Синди Шерман (представлена коллекцией семейных альбомов) или Ричарда Серра (представлен масштабно минималистской скульптурой), а также модных (Тино Сигал, Стив Маккуин) и начинающих художников он соединил с работами дилетантов и маргиналов. При этом среди них числятся не только люди совершенно безвестные, но и антропософ Рудольф Штайнер, и психиатр Карл Густав Юнг: мыслители и ученые своими рисунками и записями должны поддерживать перверсивные, наивные или ритуальные плоды нехудожественного творчества.

Расширение арт-границ нужно было Джони для придачи искусству новой энергии, поскольку кризис модернизма затянулся, новые идеи плохо генерируются. Свою масштабную экспозицию он развернул не без шарма. Разделы про мифы, тело, болезненные сексуальные откровения, представления о мироустройстве выглядят приятно для глаза, хотя внутри каждого есть и мрак, и чушь, и черт те что. Некоторые пространства смотрятся особенно эффектно, например зал с десятками неомодернистских пластиковых скульптур Павла Альтхамера «Венецианцы». На этот раз скульптор выступил зрелищно, а не социально, как обычно. Вообще, скульптур на выставке очень, даже навязчиво, много, особенно натуралистичных. Так что легко принять за человека нечеловеческого роста искусный манекен или куклу-обманку.

Начинается выставка с модели «Энциклопедического дворца» – утопии американского художника Марино Аурити, решившего полвека назад создать музей интеллектуальных достижений человечества. Вокруг башни – смесь башни вавилонской и чикагского небоскреба – развешаны фотографии нигерийца Дж. Д. Охай Ожекейре, тридцать лет фотографировавшего прически своих соотечественников. По смыслу фотографии и макет ничем не связаны, но визуально и там и там башни. На головах – артистические и затейливые, заставляющие думать о путях миграции архитектурной фантазии. Конечно, в остальных разделах работы чаще всего группируются по смыслу, но бывает и так – по внешней аналогии. Если бы этих зрелищных сравнений не существовало, то выставку смотреть было бы во много раз труднее.

В целом она получилась не дворцом достижений, а чердаком, хотя и чрезвычайно аккуратно прибранным, человеческого сознания. Работы русских художников тут очень пригодились, и если видео Виктора Алимпиева – о муках прорыва к гармонии, то фотографии Николая Бахарева и рисунки живущего в Берлине Евгения Козлова – нормальное порно.

По моему мнению, которое, честно скажу, коллеги не разделяют, выставка Джони гуманистическая, принимающая человека (и человечество) со всеми его странностями и тараканами в голове. И ключ к ней – видео Артура Жмиевского о слепых людях, на ощупь, руками и ногами красящих на больших листах абстрактные изображения. Они испытывают те же муки, сомнения и радости творчества, как и настоящие живописцы.

Венеция