Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 3360 от 06.06.2013 под заголовком: Вечная молодежь

Beat Film Festival: Московская служба бита

В Москве открывается Beat Film Festival. За четыре года он вырос из небольшой программы фильмов о популярной музыке в концептуальный кинофестиваль о пульсе времени
Teenage Мэтта Вулфа показывает, что молодежная субкультура возникла не в 1960-х, а в 1920-х
beatfilmfestival. ru

Удача «Бит-феста» в интуитивно точно выбранной стратегии: сначала придумать тематические рамки, а потом постепенно их раздвинуть, расшатать и вовсе отменить. Афишу первого фестиваля, прошедшего в 2010 г., составляли документальные фильмы о музыке. Но уже тогда это был не просто музыкальный кинофестиваль. Куратор программы музыкальный журналист Кирилл Сорокин выбирал картины, в которых музыка становилась инструментом социологии и антропологии. Дабстеп, фанк, соул или панк-рок оказывались в них языком для разговора о меняющемся мире, индивидуальном богоискательстве и коллективных утопиях.

Потом музыка начала отодвигаться на второй план, а главным интересом «Бит-феста» стали субкультуры и связанные с ними истории гражданских движений. Лейтмотивом оказался выход за рамки, сюжет о преодолении самых разных социальных и культурных границ. Фильмы «Бит-феста» почти всегда о том, как субкультуры, преодолевая сопротивление консервативной среды, формируют стиль, ритм и дух времени. Так было с рок-музыкой, так было с протестными движениями в Америке 1960-х. Эти фильмы часто патетичны в том высшем смысле, что документируют эйфорию, драму и пафос революции.

Четвертый Beat Film Festival масштабнее всех предыдущих. В его афише двадцать фильмов, которые впервые поделены на несколько программ.

В основной – документальный портрет Дэвида Боуи, посвященный пяти важнейшим годам в его карьере («Дэвид Боуи – пять лет»), и самый первый фильм о The Rolling Stones («Чарли – мой лапочка», 1965 г.). Здесь же – съемка последнего концерта звезд диско-панка LCD Soundsystem, совмещенная с портретом лидера группы Джеймса Мерфи («Заткнись и играй хиты»), и хроника знаменитого европейского тура Antony and the Johnsons («Превращение»). Здесь же – история артистического движения, появившегося в Бразилии в период диктатуры 1960–1980-х («Тропикалия»), и фильм о первом менеджере Джонни Кэша Соле Холиффе, снятый его сыном Джонатаном на основе аудиодневников отца: глубоко личное путешествие в прошлое, связанное с одним из больших американских мифов («Мой отец и человек в черном»).

А фильм открытия – Teenage – рассказывает о том, как в 1920-х подростки впервые в истории решили, что они круче взрослых. Режиссер Мэтт Вулф смонтировал картину из архивных материалов и игровых реконструкций, снятых на восьмимиллиметровую пленку.

Параллельных программ три. Это «Шоукейс SXSW» – знакомство с одним из главных независимых фестивалей Америки SXSW (South by Southwest), а также ретроспектива знаменитого британского документалиста Джулиена Темпла и, наконец, программа молодого документального кино Скандинавии, которое, как считают кураторы «Бит-феста», в последние годы стало территорией новых технологий и нового киноязыка. Кроме того, проходящий в Копенгагене фестиваль CPH:DOX – образец для «Бит-феста», так что пора познакомиться.

Beat Film Festival пройдет в Москве 6–11 июня. Его площадки – кинотеатр «Горизонт» и недавно открывшийся Центр документального кино на Зубовском бульваре

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать