Статья опубликована в № 3363 от 11.06.2013 под заголовком: Прекрасные дамы и их рыцари

«Прерафаэлиты: викторианский авангард»: классику английской живописи впервые показывают в Пушкинском музее

Выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в Пушкинском музее впервые представляет нашему зрителю классику английской живописи – красивую, сюжетную, узнаваемую
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Златовласые красавицы просто преследуют зрителей
Е. Разумный для Ведомостей

Чувственное лицо жгучей красавицы Джейн Верден, изображенной Данте Габриэлем Россетти в образе богини Прозерпины, украшает афишу Пушкинского музея. Прозерпина, она в темных струящихся одеждах, держит в руках гранат, зернышки которого должны напоминать ей о пребывании в царстве мертвых, в верхнем углу картины – стихи, написанные художником. Печально прекрасная, неземная Джейн Верден была дочерью конюха и женой друга Россетти, великого реформатора предметного мира Уильяма Морриса. Он тоже был членом группы художников, назвавших себя однажды братством прерафаэлитов, так как они призывали вернуться к средневековым, довозрожденческим, идеалам итальянской живописи, рыцарскому отношению к женщине и творить мебель и гобелены как произведения искусства. А то промышленная революция обезобразила окружающий мир и души рабочих.

Лицо Джейн Верден, как и прекрасный облик другой возлюбленной Россетти – Элизабет Сидаль, знакомо миллионам: картины прерафаэлитов вовсю тиражируются и чаще всего не к месту украшают обложки карманных книжек про любовь. Взаимоотношения художников братства, их биографии, бунт против рутинного академического искусства, их любовные треугольники – неистощимый материал не только для писания об искусстве, но для романов и сериалов.

На московскую выставку «Прерафаэлиты: викторианский авангард» привезли половину одноименной выставки в лондонской Галерее Тейт. Но главные прерафаэлитские образы в Пушкинском легко обнаружить – кроме «Прозерпины» (автор написал несколько ее вариантов) присутствуют не менее прославленная «Офелия» Джона Эверетта Миллеса, трогательное «Благовещение» и победительная «Возлюбленная» Россетти, монументально-декоративная «Любовь, ведущая пилигрима» Эдварда Берн-Джонса. Так что многократно рассмотренное в репродукциях можно наконец увидеть вживую.

Для англичан выставка прерафаэлитов, подчеркивает московский куратор Анна Познанская, как для нас – передвижников, с детства хорошо знакомое. Поэтому для выставки в Тейт, рассказывает английский куратор Элистон Смит, важно было найти тему, чтобы по-новому представить известное. Вот они и попытались показать прерафаэлитов как предтечу импрессионистов и художников модерна. Сравнение с импрессионистами все же кажется натянутым – для прерафаэлитов были важны рисунок и сюжет, а не цветовые пятна и впечатление. Но вот аутичные женские образы викторианских «авангардистов» действительно фамфатальней всех роскошных див ар-нуво.

С нашими товарищами передвижниками у британских братьев (объединившихся, правда, на двадцать лет раньше) есть общее внимание к острым социальным и нравственным проблемам. Например, жанровая картина «Приказ об освобождении, 1746» Миллеса, конечно, историческая, но раненый человек в килте, положивший голову на плечо жены, держащей на руках плачущего ребенка, и несчастная собака, обнимающая все горемычное семейство, вызывают большое сочувствие, а вот королевский офицер – нет, не вызывает.

«Образы прошлого» – второй раздел выставки. Ему предшествует «Спасение» – работы на религиозные темы, дальше идут картины про природу, красоту, поэзию. Завершает показ «Утопия» – раздел с двумя восхитительными гобеленами в средневековом стиле, совместный труд Берн-Джонса и Морриса. Орнамент, обрамляющий их, – подлинный шедевр. Как и все, кажется, что сделал Уильям Моррис, стремившийся преобразить вещный мир. Как раз его мечта реализована – красота из искусства переселилась в дизайн, правда, создают нынешние прекрасные предметы не вдохновенные ремесленники-художники, а все те же бездушные машины, только нынешние куда изощреннее механизмов викторианских времен.

Прерафаэлиты востребованы современными зрителями, их выставки популярны, их наследие понятно. Они писали и жили красиво, с чувством рассказывали романтические истории, взывали к идеалам. Наконец-то и нам их показали.

До 22 сентября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more