Гид по московским музыкальным фестивалям

Этим летом в столице пройдет рекордное количество опен-эйров
Alamy/ ИТАР-ТАСС

Никогда еще в пределах столицы за полтора месяца не проходило столько крупномасштабных фестивалей под открытым небом. Их называют на английский манер опен-эйрами – вероятно, потому, что подавляющее большинство этих мероприятий козыряют громкими зарубежными хедлайнерами, а некоторые и вовсе составляют программу сплошь из далеких гастролеров. Объяснить это несложно: фестивальная индустрия лучше всего функционирует в Европе, где летом без крупного смотра поп-музыкальных достижений не обходится ни один уик-энд. Соответственно, желая сделать достойный фестиваль в Москве, организаторы волей-неволей глядят на Запад – тем более что в России звезд достаточного уровня на всех точно не хватит. А вот за рубежом с этим полный порядок, что показывает в том числе и столичное фестивальное расписание. Чтобы облегчить меломанам выбор, «Пятница» предлагает гид по главным опен-эйрам города.

Желая сделать в Москве достойный фестиваль, организаторы глядят на Запад: в России звезд достаточного уровня на всех точно не хватит

Самый солидный

«Усадьба джаз» в Архангельском в этом году отмечает десятилетний юбилей: на просторах подмосковной усадьбы воздвигают аж пять сцен. Названия у них говорящие – «Партер», «Аристократ»; кажется, на специфику фестиваля подспудно влияет место его проведения – парковый ансамбль вокруг старинного дворянского имения. Билет здесь традиционно стоит недешево (за возможность свободного хождения от одной сцены к другой на протяжении двух дней придется заплатить почти 6 тысяч рублей – впрочем, для желающих попасть на конкретные концерты предусмотрены и другие варианты), а артисты-хедлайнеры тяготеют к большому стилю в разных его вариациях.

Главными героями первого дня «Усадьбы джаз» обещают стать, с одной стороны, виртуозный фьюжн-квартет барабанщика Джимми Кобба, а с другой – ветераны русского рока из группы «Аквариум». Во второй день программу главных сцен подытожат грузинская джазовая дива Нино Катамадзе и эстетское фортепианное трио американца израильского происхождения Авишая Коэна.

На этом фоне даже название третьей по счету площадки – «Каприз» – поначалу воспринимается не в буквальном значении, а скорее как одноименный жанр в академической музыке; впрочем, здесь организаторы позволяют себе несколько сбавить градус солидности. Именно на этой сцене выступит голландская банда Jungle By Night: девять участников – на вид еще совсем подростки – шпарят на дудках и перкуссии в меру занимательный и без всякой меры зажигательный афро-бит. Самым же многообещающим выступлением на фестивале выглядит воскресный концерт впервые приезжающего в Москву норвежского ансамбля Jaga Jazzist. Ведущие представители нового скандинавского джаза, эти люди в свое время легко влились в команду культового лейбла Ninja Tune, занимающегося преимущественно электронной музыкой. Нечетные размеры и изысканные аранжировки – среди инструментов значатся маримба, вибрафон и разнообразные духовые – в их случае оказываются положены на упругий ритмический каркас и приправлены обаятельной построковой смурью.

15-16 июня, usadba-jazz.ru

Самый громкий

Агентство «Мельница», привозящее в том числе и многих музыкантов на «Пикник Афиши» (см. ниже), в этом году замахнулось на отдельный фестиваль. Park Live – сразу трехдневный и сразу на новой площадке: местом встречи стала территория ВВЦ. «Это место, кстати, интересно и самим артистам, – прокомментировала «Пятнице» выбор пиар-директор «Мельницы» Елена Маслова. – Они ведь заранее требуют фотографии площадки, где будут выступать, и относятся к ней довольно придирчиво, но ВВЦ всех впечатлил».

Еще бы – особенно сильное впечатление монументальная архитектура должна произвести на хедлайнеров фестиваля американскую группу The Killers. Ведь это триумф советской эстетики, в несколько даже гипертрофированном, почти декадентском варианте, – и ровно то же самое, только с обратным знаком, предлагают и сами The Killers, плоть от плоти массовой англоамериканской рок-культуры с ее героическими жестами, стадионными претензиями, громогласными припевами и воспаряющими в небеса гитарными соло. Надо отдать должное фронтмену ансамбля Брэндону Флауэрсу: он, конечно, необычайно эффектен (в том числе и внешне – фотосессии Флауэрса нарасхват в мужском глянце), и эта эффектность проецируется и на музыку, в которой, по большому счету, надергано понемногу из U2, Брюса Спрингстина, Pet Shop Boys и других более или менее предсказуемых источников; тем не менее самую очевидную компиляцию The Killers неизменно умеют очень выгодно подать.

Бонусом к первому в истории московскому концерту ансамбля – выступление обоих топовых российских артистов последних десяти лет, «Мумий Тролля» и Земфиры, очередная гастроль местных любимцев Limp Bizkit, а также невесть как затесавшиеся в эту компанию голландские готик-металлисты Within Temptation; впрочем, если не по стилистике, то по уровню децибелов их музыка вполне соответствует «средней температуре по больнице». Из выступлений, которые рискуют остаться незамеченными, – первое появление в Москве любопытного проекта iamamiwhoami, исполняющего эфирный синтипоп с типичной скандинавской прохладцей; как передышка между рокерами – самое оно.

28-30 июня, parklive.pro

Самый английский

Еще один фестивальный дебют: на первый «Субботник» в парк Горького съезжаются пять актуальных британских групп плюс российские англоманы Motorama. В этой компании ростовские рэперы из группы «Каста» (очень талантливый, а может быть, и вообще главный отечественный рэп-проект) смотрятся несколько странно. Правда, организаторы утверждают, что никакой географической привязки у мероприятия изначально не предполагалось: «Мы хотим, чтобы «Субботник» стал настоящим европейским фестивалем – в центральном парке столицы с современными артистами самых разных жанров и направлений», – декларирует свои намерения президент устраивающей фестиваль корпорации PMI Евгений Финкельштейн.

Получается, британский уклон во многом случаен – а жаль: в конце концов, Англия по сей день остается одним из главных в мире поставщиков популярной музыки. И промоутерам «Субботника» действительно удалось представить своего рода ее экстракт – на текущий момент. Певица Джесси Уэйр – как образ нового британского r'n'b, романтический салонный попс в исполнении вчерашних героев андеграунда. Группа Foals – как, условно говоря, новый постпанк: ритмичный, немного угловатый, но вполне танцевальный рок, лишенный нерва и надрыва первоисточников. Группа Hurts – как новый электропоп, торжество стиля над мелодией и ритмом. Хедлайнеры Arctic Monkeys – как один из первых ансамблей, триумфально вышедших в интернет и именно в этой среде заработавший себе славу и лайки; поначалу много говорилось о том, что это группа-однодневка, но Алекс Тёрнер на поверку оказался и впрямь незаурядным песнописцем. Наконец, группа, которую не стоит упускать из виду, – девичий проект с подобающе хлестким названием Savages: «дикари» играют лютый сумрачный нойз-рок по заветам Siouxsie & the Banshees и других славных групп тридцатилетней давности.

6 июля, subbotnikfestival.com

Самый разнообразный

Фестивалю «Пикник Афиши» в сфере поп-музыки суждено было стать зачинателем традиции крупных опен-эйров в пределах МКАД. Долгое время фестиваль оставался фактически единственным в своем роде – остальным не хватало то размаха, то вкуса, то попадания в аудиторию. «Пикник» же, напротив, с первых лет пестовал собственную публику и в какой-то момент выпестовал – так, что в прошлом году мероприятие посетило около 60 тысяч человек.

В какой-то момент с легкой руки журнала, под эгидой которого проходит фестиваль, эту публику стали называть хипстерами. Впрочем, сейчас шеф-редактор компании «Афиша-Рамблер» Юрий Сапрыкин, который в свое время и ввел в обиход этот термин, предпочитает говорить о «городских жителях 20-30 лет с вестернизированными вкусами». «Мы не можем расслабляться – всем стала интересна эта аудитория, которая еще пять-шесть лет назад считалась маргинальной, – поделился он с «Пятницей». – Сегодня выяснилось, что это десятки тысяч людей, которые готовы тратить деньги на музыку, и концертная индустрия развернулась к ним лицом. Для нас это большой вызов».

Вызов «Пикник» принял – хедлайнером в этом году в Коломенском станут англичане Blur, пожалуй, наиболее значительная группа из тех, что приезжают в Россию этим летом. Удивительным образом масштаб Blur – и лично ее фронтмена Деймона Албарна – стал окончательно ясен лишь после того, как ансамбль развалился на заре 2000-х: при жизни они спорили за титул лидеров брит-попа с Oasis, а позже оказалось, что более ярких, тонких и умных поп-песен в этом поколении не сочинял никто; в прошлом году Британская ассоциация производителей фонограмм запоздало премировала возрожденную группу «за вклад в развитие музыки».

Параллельно с Blur на другой сцене будет шаманить нестареющий классик американского фанка Джордж Клинтон со своими проектами Funkadelic и Parliament, а хедлайнером третьей площадки оказался фаворит модной музыкальной прессы Ариэль Пинк, некогда записывавший кустарные кассетные альбомы, а затем умудрившийся эту низкобюджетную эстетику в более или менее первозданном виде перенести в мейнстрим. Среди российских артистов в этот раз выбор пал на «Сплин» и – весьма неожиданно – Жанну Агузарову. Кроме того, собираются приехать Buzzcocks, невоспетые (в здешних широтах) герои настоящего английского панк-рока, того самого, родом из 1976 года. Словом, «Пикник», как обычно, берет разнообразием – столь диковинного сочетания артистов нет, пожалуй, больше нигде; возможно, в условиях обострившейся конкуренции именно это лучший способ сохранить своеобразие – а следовательно, и верную аудиторию.

13 июля, xpicnic.afisha.ru