Статья опубликована в № 3369 от 20.06.2013 под заголовком: Гигант переехал

«Кольцо нибелунга» на Новой сцене Мариинского театра: Гигант переехал

«Кольцо нибелунга» Вагнера переехало на Новую сцену Мариинского театра. По прошествии десятилетия со дня премьеры постановка не утратила своеобразия
За судьбой героев внимательно наблюдают безмолвные исполины
Н.Разина

Прокат старого-нового «Кольца» был позиционирован как центральное событие фестиваля «Звезды белых ночей». Поглядеть на прославленную петербургскую постановку, перенесенную на сцену Мариинского-2, приехали многие. И увидели уникальное, сознательно архаизированное «Кольцо», сверхсюжет которого – движение эпох, цивилизационный прорыв от неолита к бронзовому веку.

Сейчас, когда с момента постановки тетралогии прошло десять лет, стало ясно: в Петербурге создали отнюдь не худшее «Кольцо» – если сравнивать его с западными версиями. За концепт, движение сюжета и символические смыслы отвечает «архитектурная» сценография Георгия Цыпина и симфония света, созданная Глебом Фильштинским. Они и заменяют отсутствие внятной режиссуры. Это «Кольцо», в котором причудливо сплелись осетинские и скандинавские мифы, африканский варварский декор и эллинские мистерии, а привычной актуализации и осовременивания нет и в помине.

Конечно, выпущенный в 2003 г. продукт отчаянно нуждался в доводке – как сценической, так и мизансценической. Скрипели тросы, к которым были подвешены каменные гиганты. Мешал слушать музыку несуразный миманс, облеплявший глыбы-скалы. На Новой сцене, которая и шире, и выше старой, спектакли смотрятся лучше. Технические возможности Новой сцены, однако, не помогли – антракты затягивались на час. Гиганты Цыпина подвешиваются к колосникам, в каждом спектакле – свой набор конструктивных элементов, поэтому заранее подготовить сцену никак нельзя. В результате три из четырех частей цикла – «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» – длились почти по шесть часов.

Дерзость культурного жеста Гергиева, на рубеже девяностых-нулевых вбросившего в репертуар Мариинского театра без малого полный корпус вагнеровских опер, не звучавших в России добрых сто лет, никто не подвергает сомнению. Однако циклопический масштаб замысленного и качество исполненного приходили в вопиющее противоречие. Поднять вагнеровскую тетралогию силами труппы – задача, с которой вряд ли справился бы репертуарный театр даже в Германии.

Сегодня в театре постарались, выставив на тетралогию отборные силы. Многие изумились, увидев и услышав в партии Фрики Ларису Дядькову («Золото Рейна»). Ее богатое, медовое меццо прекрасно оттеняло бас Евгения Никитина (Вотан). Он и смотрелся внушительно, как нордический бог-викинг: статный, с четко очерченным профилем и жестами, исполненными величия. В «Валькирии» партию Вотана пел уже украинский бас Тарас Штонда: смачный тембр и поразительная свобода звукоизвлечения, он и смотрелся импозантно в черной струящейся тоге с копьем наперевес. Достойную пару Штонде составила Екатерина Семенчук – Фрика: вот где по-настоящему проявился и ее неукротимый темперамент, и неистовая сила голоса. Три Брунгильды – Ольга Савова, Лариса Гоголевская и Ольга Сергеева – демонстрировали стальную силу голоса и крепость легких. Как всегда, импозантен в партии Хагена показался Михаил Петренко.

Однако в целом спектакли прошли весьма неровно. Провальным оказался «Зигфрид»: Леонид Захожаев и раньше не справлялся со сложнейшей партией, спустя годы его исполнение отнюдь не изменилось к лучшему. А лучше всего в музыкальном отношении получилась «Валькирия»: Зиглинду и Зигмунда спели Млада Худолей и Август Амонов, порадовавший не слишком стильным, зато стабильным звучанием голоса.

Слушать гергиевский оркестр, исполняющий Вагнера, – удовольствие не из легких. И все-таки Гергиев, как никто, умеет добиваться специфического вагнеровского звучания, взвихряя кульминации, не отпуская мелодическую нить ни на секунду, сплетая лейтмотивы-символы в затейливую паутину перекликающихся смыслов. Умеет организовывать вязкую, многослойную вагнеровскую материю в нечто осмысленное, длящееся, нескучное. В минуты особого взлета свободной мысли, понятное дело, а это случается не всегда.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать