На месте гостиницы «Россия» появится парк на 10 млрд руб.

Московские власти наконец решили, что делать с самым дорогим пустырем в стране
ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Большие планы

Решение о сносе построенной в 1967 году гостиницы «Россия» было принято в 2004 году в связи с обветшанием номерного фонда. Разборка здания началась спустя два года, причем поначалу городские власти собирались сделать из ее стен «пять-шесть гостиниц» в других районах Москвы, но вскоре от этого намерения отказались. Сначала предполагалось построить на этом месте многофункциональный гостинично-офисный центр площадью около полумиллиона квадратных метров. Затем к проекту присоединился всемирно известный архитектор сэр Норман Фостер, предложивший возвести гостиницы, парковки, киноконцертный зал, зал для камерной музыки и музейные площади. В 2009 году на фоне кризиса от проекта Фостера решили отказаться в пользу «менее социального», но к строительству так и не приступили. В 2011 году заговорили о размещении на пустыре парламентского центра, однако уже в январе 2012 года Владимир Путин, тогда занимавший пост премьер-министра, предложил разбить здесь парк, а позднее уточнил, что это мог бы быть аналог лондонского Гайд-парка. В феврале 2012 года начался открытый конкурс проектов парка, участники которого предлагали множество вариантов освоения территории. Среди предложений – «Парк ноосферы», посвященный Владимиру Вернадскому, выставка уменьшенных копий утраченных архитектурных памятников старой Москвы, «Памятник планете» в виде глобуса для проведения культурно-массовых мероприятий, а также крытый парк со средиземноморским климатом и пляжами и парк в виде уменьшенной копии России. Кроме того, предлагалось разбросать здесь гигантские «яйца на мешковине» с ресторанами и концертными залами внутри, построить 170-метровую башню Татлина, оформить пространство в стиле хохломы и Кандинского.

Цокольный этаж гостиницы находится над бункером, построенным еще при Сталине, и настолько прочен, что демонтировать его будет непросто

В Москве прошел первый этап конкурса на создание парка на месте разрушенной гостиницы «Россия». Международное жюри, в которое входят архитекторы, чиновники и урбанисты из России, Канады, США и Испании, в минувший вторник отобрало шесть архитектурных консорциумов, которые будут заниматься разработкой проекта. Осенью выберут победителя конкурса, и окончательно станет ясно, что же появится на месте некогда самого большого, по версии Книги рекордов Гиннесса, отеля в мире.

Сейчас с определенностью можно сказать только одно: здесь будет парк, причем он станет первым созданным с нуля после открытого в 1957 году парка Дружбы. «Это крупное событие не только в московском, но и в мировом масштабе – нечасто мэры городов отказываются от инвестиций размером 1,3 миллиарда долларов ради создания парка. Парк «Зарядье» станет продолжением пешеходного маршрута, который соединит Красную площадь с Болотной и далее через Третьяковскую галерею – с Крымской набережной. Поскольку вокруг нет жилых домов, это будет парк, ради которого люди станут приезжать специально. А привлекать их он будет многочисленными культурными объектами, в частности, выставочным пространством площадью четыре тысячи квадратных метров», – рассказал «Пятнице» исполняющий обязанности министра правительства Москвы, руководителя Департамента культуры Сергей Капков. По словам исполняющего обязанности главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, хотя проект, стоимость которого оценивается в 10 млрд рублей, еще не готов, предварительные работы на пустыре начнутся в ближайшее время.

Всего на конкурс было подано 87 заявок из 27 стран от 420 компаний. Во второй тур вышли шесть консорциумов: Diller Scofidio + Renfro (США), MVRDV (Нидерланды), Turenscape (Китай), ТПО «Резерв» (Россия), West 8 (Нидерланды), Gustafson Porter (Великобритания). По мнению урбаниста Надежды Нилиной, Diller Scofidio + Renfro, автор нью-йоркского Хайлайн-парка, построенного на железнодорожных путях, идущих над городом, – компания, способная создать шедевр и для Москвы. «С точки зрения экспертизы, они точно впереди всех. Их российские партнеры досконально знают территорию. К тому же у них у единственных в команде есть археолог, а также собственные консультанты по истории Москвы», – пояснила она «Пятнице». Вторым реальным претендентом на победу Нилина назвала нидерландскую West 8: «Это единственная команда, которая обладает чувством юмора, которое так необходимо в Москве». Но впрочем, уверена эксперт, приятных сюрпризов можно ожидать от любой из команд.

Командам-победителям, представители которых соберутся в Москве в начале июля, нужно придумать проект, который должен учитывать особенности этого места. Дело в том, что цокольный этаж гостиницы вряд ли будет полностью разобран: он находится над бункером, построенным еще при Сталине, и настолько прочен, что демонтировать его будет непросто. «Точные данные участникам конкурса пока не сообщили, но мы предполагаем, что потолок бункера находится на глубине 8-9 метров», – рассказал «Пятнице» гендиректор компании Citymakers Петр Кудрявцев, который был комиссаром проекта, посвященного «Зарядью», на прошлогодней Московской биеннале архитектуры. В связи с тем, что это особый объект, допуска к работе непосредственно у участников конкурса не будет – им придется сотрудничать с ограниченным кругом московских организаций, у которых он есть.

Руины XX века

Накануне объявления результатов по самому дорогому пустырю Москвы устроили экскурсию для членов жюри и журналистов. Бункера нам, конечно, не показали, но необычных ощущений было и без него много: когда стоишь в середине пустыря, возникает чувство, что столица нашей страны уже много лет как уничтожена страшным катаклизмом. Кругом – зверской силой скрученная в огромные пучки арматура, какие-то жуткие трубы и вентили, провалы в земле глубиной в пару этажей, железная лестница, направленная прямо в небо, старая вывеска кинотеатра «Зарядье» без первых двух букв. Все это беспорядочно поросло кустами, закрывающими горизонт, за которыми виднеются знакомые силуэты храма Василия Блаженного, колокольни Ивана Великого и Спасской башни Кремля.

Экскурсию проводил специалист по городской антропологии, историк и этнолог Михаил Алексеевский, с которым мы и прошли по периметру будущего парка. На пустыре площадью 13 гектаров обнаружилась одна из старейших церквей Москвы – церковь Зачатия праведной Анны, что в Углу (XVI век), о существовании которой многие, наверное, уже забыли. «Церковь в принципе действующая, но она оказалась за забором, и вход для верующих и туристов оказался закрыт», – объяснил экскурсовод. Он добавил, что, возможно, под землей сохранились остатки китайгородской стены, которые можно было бы расчистить и сделать частью парка. Когда мы подошли к забору, отделяющему пустырь от Москвы-реки, один из членов жюри, заместитель мэра Барселоны Антони Вивес-и-Томас, забравшись на основание забора, заметил по ту сторону едущего по набережной человека на роликах и заметно оживился. «Вот, вот здесь достаточно сделать крытую дорогу, и люди смогут попадать в парк!» – перекрикивал он шум проносящихся по набережной машин.

Проходя мимо исчезающего в холме входа в бывший кинотеатр «Зарядье», наш гид сравнил это место с чернобыльской Припятью. Действительно, полувыцветшие вывески, рваные кресла зеленого бархата, сырой запах подвала, а также скрытое где-то под землей огромное бомбоубежище уже сейчас могли бы привлекать туристов и любителей «абандона». Я поинтересовался у члена городского совета Ванкувера Хизер Дил, также входящую в жюри, не стоит ли оставить парк как есть. «Это место с большим потенциалом, но его надо серьезно расчистить. Думаю, руины XX века менее интересны, чем те, которые скрываются под ними, – было бы здорово раскрыть древние слои, чтобы показать историю. Хотя, возможно, часть развалин гостиницы стоит оставить. Если фундамент, на котором стояла гостиница, достаточно прочный, на нем можно по­строить новое здание, которое объединит древние и недавние сооружения. А некоторые из этих объектов можно было бы превратить в детскую площадку – почему бы и нет?» – сказала она.

По окончании экскурсии мы столпились у ворот, тут же закрывшихся за нами. «Эта территория воспринимается как проблемная. Семь лет она в таком состоянии. Мы проводили опросы и выяснили, что люди очень рады тому, что здесь появится парк, но они боятся, что под видом парка может появиться что-то ужасное, например, торговый центр, и от вас зависит, оправдаются ли их опасения», – напутствовал членов жюри Михаил Алексеевский. «О, мы докажем, что они ошибаются», – засмеялась Хизер Дил. Мимо проходили рабочие, которых явно заинтриговало непривычное оживление вокруг пустыря. «Что-то здесь затевается, а?» – заметил один, глядя на садящихся в автобус иностранцев. «Ну да, мы накануне грандиозного шухера», – ответил второй.