В репертуаре Большого появится балетный блокбастер

«Онегина» в постановке Джона Крэнко покажут в оригинальном оформлении 1965 года

Хореограф Джон Крэнко (1927-1973) был мастером красочных драматизированных многоактных зрелищ, которые отличались плотностью хореографического текста и внятной сюжетностью. От него унаследовал свою литературоцентричность Джон Ноймайер, горько оплакавший раннюю смерть хореографа и посвятивший ему несколько работ.

Мучения Татьяны, отказывающейся от любви своей юности, безмерны

Собственно, труппа Штутгартского балета, в котором начинал танцевать Ноймайер, расцвела именно при Джоне Крэнко. Здесь Крэнко поставил три свои главные работы: «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетту» и «Онегина». Еще в юности, сочиняя танцы для оперы Чайковского в лондонском Sadler's Wells, Крэнко страстно полюбил эту музыку, особенно арию Гремина «Любви все возрасты покорны», и решил непременно соединить ее с танцем. Однако в итоге от оперы осталось только либретто, и то Крэнко его основательно переписал.

Для балета «Онегин» (премьера состоялась в 1965 году, в 1967-м вышла вторая редакция, которая и кочует с тех пор по миру) постоянный соавтор Крэнко композитор Курт-Хайнц Штольце оркестровал разные произведения Чайковского, в основном фортепианный цикл «Времена года». Во время па-де-де Ольги и Ленского в первом акте, например, звучит баркарола «Июнь».

Но есть и менее узнаваемые фрагменты. Финальный дуэт «Как я ошибся, как наказан» танцуют под музыку из симфонической поэмы Чайковского «Франческа да Римини»: напомним, влюбленные Паоло и Франческа помещены Данте в Ад. И музыка подчеркивает накал страстей: в этом дуэте мучения Татьяны, отказывающейся от любви своей юности, безмерны. Вообще «Онегин» Крэнко ставит перед танцовщиками серьезные актерские задачи. Другой знаменитый дуэт, заменяющий в балете письмо Татьяны, разворачивается перед зеркалом, откуда возлюбленный является девушке «в мечтах».

Впрочем, насыщенные сложной балетной лексикой партии здесь только у влюбленных – в кордебалете много пантомимы, и весьма забавной. Это касается и сцены, с которой начинается спектакль (кокетливая Ольга с мамашей выбирают платья для именин), и самих именин Татьяны – там, кстати, впервые появляется столь любимый Крэнко Гремин.

Сюжет у Крэнко получается грубее и сочнее, чем у Пушкина. Краски сгущаются. Скажем, отповедь Онегина поставлена так: у Крэнко светский щеголь прямо рвет на мелкие кусочки письмо Татьяны перед лицом несчастной.

Действие двух первых актов происходит в поместье Лариных, последнего – в петербургском особняке Гремина. Оформил этот мир крестьянских танцев и светских балов знаменитый художник Юрген Розе, – и если на некоторых мировых сценах балет шел в другой сценографии, то тут мы увидим оригинальное оформление 1965 года. Оно напоминает добротную экранизацию викторианского романа – с березками, турнюрами и канделябрами.

За сорок с лишним лет Татьяну танцевали лучшие балерины мира. В Москве первоначально планировалось, что партию Татьяны исполнит балерина-депутат Светлана Захарова. Но случился скандал, и теперь в этой роли мы увидим Нину Капцову, Евгению Образцову и Ольгу Смирнову, зарекомендовавшую себя в «Бриллиантах». Онегина репетируют Владислав Лантратов, Александр Волчков, Руслан Скворцов и Дэвид Холберг, который танцевал его в American Ballet Theatre. Ленского – Семен Чудин, Артем Овчаренко, Дмитрий Гуданов, Иван Алексеев. В роли Ольги выйдут Кристина Кретова, Анастасия Сташкевич, Анна Тихомирова и Дарья Хохлова.

19 и 20 июля состоятся спектакли с участием приглашенных звезд. Сначала Татьяну и Онегина станцуют Диана Вишнева и Марсело Гомес, поразившие этой своей работой на сцене ABT. А на следующий день в спектакле выйдут артисты Штутгартского балета Эван МакКи, Фридеман Фогель, Алисия Аматриан, Анна Осадченко и Николай Годунов.

12-14, 16-21 июля,

Театральная пл., 1, bolshoi.ru