На бывшей даче Ягоды начинают искать захоронения жертв НКВД

Правительство Москвы решило создать единый проект в память о жертвах репрессий
commons.wikimedia.org/ Brattarb

На 24-м км Калужского шоссе есть небольшой, но глухой лес. До 1999 года эта территория за забором с колючей проволокой находилась в ведении ФСБ, сейчас – РПЦ. Это место – бывший спецобъект НКВД «Коммунарка» – известно как дача наркома внутренних дел Генриха Ягоды. Здесь действительно была дача Ягоды с конца 1920-х до его ареста в 1937 году. Секретным полигоном НКВД, точнее кладбищем для приговоренных к казни Военной коллегией Верховного суда СССР, эта территория стала осенью 1937 года.

Правительство Москвы решило создать единый проект в память о жертвах сталинских репрессий

С 20 июля по 3 августа здесь будут искать места захоронений более 10 тысяч репрессированных в 1930-1940-е годы и любой желающий может поучаствовать в расчистке этой территории для научных исследований. Международный волонтерский лагерь (сюда приедут, например, студенты из Германии) организован Музеем истории ГУЛАГа вместе с фондом «Сострадание» и Новоспасским ставропигиальным монастырем.

Сколько человек здесь захоронено, точно не известно. Судя по документам, в иные дни счет шел на сотни: в расстрельном списке от 16 октября 1941 года 220 человек, от 19 февраля 1938-го – 200. Благодаря исследованиям «Мемориала» и православных активистов сегодня известны 6500 имен захороненных здесь, среди них – Николай Бухарин, Алексей Рыков, Борис Пильняк, Сергей Эфрон. Здесь же жена и сестры Ягоды, а где могила бывшего хозяина дачи, не известно.

До 2013 года на территории бывшего спецобъекта НКВД, где теперь стоит храм Святых новомучеников и исповедников Российских, появлялись отдельные мемориальные знаки: таблички с именами на деревьях и памятники группам жертв (например, членам правительства Монгольской Народной Республики). Теперь здесь будет создан полноценный мемориальный комплекс. По словам директора Государственного музея истории ГУЛАГа Романа Романова, правительство Москвы решило создать единый проект в память о жертвах сталинских репрессий. В него войдут «Коммунарка», Музей ГУЛАГа, сквер с Соловецким камнем на Лубянке, а также пустующее здание на Никольской, 23, где когда-то была Военная коллегия Верховного суда СССР.

В планах Музея ГУЛАГа на этот год несколько совместных проектов. При участии Русского географического общества – сделать панорамную съемку десяти бывших лагерей, чтобы зафиксировать исчезающие объекты ГУЛАГа. Вместе с «Мемориалом» – повесить таблички на здания, имеющие отношение к истории сталинских репрессий, а также использовать «Сталинские расстрельные списки» для создания единой государственной базы жертв. В «Коммунарке» с помощью волонтеров и ученых – определить и обозначить границы захоронений.

Участники лагеря, а также все желающие, которые могут приехать и поработать в любой день (с 10 до 14 часов), должны рубить подлесок и уничтожать трухлявые бревна, чтобы сделать лес не просто проходимым, но и доступным для георадарного обследования. Кроме физической нагрузки волонтеру стоит быть готовым к особенностям этого места: чтобы пригласить работников на обед, женщины в доме нажимают кнопку звонка, и по всей территории разносится тревожный звук сирены.

gmig.ru