«Болотный клуб» на Авиньонском фестивале: Эконевидаль

«Болотный клуб» (Swamp Club) - самый странный и красивый спектакль Авиньонского фестиваля. Режиссер Филипп Кен выстроил на сцене целую экосистему
Такое болото лучше любого курорта./ Martin Argyroglo/ Vivarium Studio

Экосистема шевелится и дышит, но ей угрожает опасность. Среди осоки и камыша растет большой стеклянный куб - это и есть «болотный клуб», автономная арт-коммуна, где занятия искусством чередуются с успокаивающими спа-процедурами.

То ли лаборатория, то ли кружок по интересам, «болотный клуб» больше всего похож на сам театр Филиппа Кена - созданный им 10 лет назад Vivarium Studio. Его участников объединяют не только спектакли, но и выставки, совместные публикации. Недавно они выпустили несколько брошюр с постановочными фотографиями: «Простые мысли о присутствии природы в городском пространстве», «Размышления о конце света в костюме у моря». Многие персонажи Vivarium Studio кочуют из спектакля в спектакль. В Swamp Club актеры выступают под собственными именами.

Сюжет, если к «Болотному клубу» применимо это слово, состоит в том, что трое основателей коммуны принимают новых резидентов из разных стран - Польши, Исландии и Франции. Бегущая строка на разных языках транслирует распорядок дня. Реальные законы работы арт-резиденций проступают в фантастических деталях. Благодаря золотым копям под болотом художники могут вести благополучную изолированную жизнь в Swamp Club.

Юмор Филиппа Кена уютный и странный. Он идет откуда-то из французских комиксов и японских телешоу, только без закадрового смеха. Важным героем в Swamp Club становится туман - он то рассеивается, открывая в траве серых цапель, то неожиданно струей врывается в репетиционное пространство, смущая разместившийся здесь струнный квартет. Трудно объяснить почему, но это очень смешно.

Свои спектакли Кен сравнивает с «энтомологическими штудиями». Течение времени здесь размеренно. Вместо разговоров невнятное бормотание. Обитатели «Болотного клуба» спокойны и меланхоличны. Они копошатся, обмениваются незначительными фразами. За ними можно наблюдать как за пчелами. Или рыбками в аквариуме. Этот медитативный ритм напоминает о том, что возможность замедлить время, не спеша оглядеться по сторонам сегодня существует только в утопических пространствах (к которым, наверное, относится и Авиньонский фестиваль).

На болоте есть грот, и в нем живет гигантский крот. В интервью Liberation Филипп Кен так объясняет его появление: «Меня поразило, что в Японии для каждого социального страха есть свой монстр, будь то гигантская рыба или кальмар. У нас во Франции есть только волк и дракон. В Европе, где жил Иероним Босх, куда-то подевался весь его бестиарий».

Велик соблазн прочитать этот спектакль как культурологическое обобщение: европейская культура - болото, налаженная экосистема со своим тайным свечением, способная веками сохранять попадающие в нее предметы. Она приемлет чужое, но беззащитна перед внешней угрозой. С одной стороны, эта трактовка сомнительна, потому что Филиппа Кена всегда больше интересовала поэзия повседневности, чем риторика и политика. С другой - небезосновательна, потому что Кен утверждает, что, прежде чем придумал Swamp Club, долго смотрел на гравюру Брейгеля Patientia (в расписании арт-резиденции даже есть ее обсуждение). Есть версия, что Брейгель в аллегорической форме запечатлел на ней религиозные конфликты своего времени. Добродетель спокойствия, терпения и гуманизма перед лицом творящегося вокруг хаоса. Филипп Кен пытается сделать что-то похожее - молчаливо утверждает право на медленную жизнь в быстром мире.