Как будет выглядеть музей в доме Мельникова

Бетонная стена, скамейка-термометр - российские архитекторы представили свои концепции музея

Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина (студия «АгитАрх»)

Сергей Чобан, Сергей Глубокин (SPEECH Чобан & Кузнецов)

Завершился благотворительный конкурс на создание концепции музея в доме Константина Мельникова. Он был объявлен Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева (МуАр) вместе с журналом «Проект Россия» и стартовал в феврале. Единственным условием участия было наличие у конкурсантов архитектурного образования. За пять месяцев в оргкомитет по­ступило 20 проектов от известных российских архитекторов и студентов художественных вузов. Целью конкурса, как говорит директор МуАр Ирина Коробьина, было сформировать банк идей для будущего музея «Дом Мельникова», а также привлечь внимание москвичей и профессионального сообщества к проблеме спасения знаменитого памятника советского авангарда, ремонт в котором не проводился больше восьмидесяти лет. Этому препятствует неопределенный юридический статус объекта - сегодня половина прав собственности на дом Константина Мельникова принадлежит государству (оперативное управление передано МуАр), права на другую половину оспаривают в суде наследники архитектора.

Первое место жюри присудило проекту «Тапки» бюро «Citizenstudio & Нина Федорова». Смысл идеи в том, что никакая новая концепция дому Мельникова не нужна - музей уже готов, требуется лишь бережная реставрация без какого-либо вмешательства в первоначальный замысел архитектора. «Мы не считаем возможным что-то менять в доме Мельникова - это кощунство, - говорит Михаил Бейлин из «Citizenstudio & Нина Федорова». - Единственное, что стоит добавить, это белые домашние тапочки для посетителей». К слову, дизайн тапочек повторяет очертания дома Мельникова, если смотреть на него сверху. Впрочем, победа в данном случае не означает, что проект будет реализован - конкурс служит прежде всего для привлечения внимания к погибающему памятнику конструктивизма. Кроме того, по признанию Екатерины Каринской, внучки Константина Мельникова, которая уже много лет живет в доме-памятнике, ей не понравилась ни одна из предложенных концепций.

«Пятница» выбрала пять проектов от знаменитых российских архитекторов, принявших участие в конкурсе.

Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина (студия «АгитАрх»)

Идея в том, чтобы вернуть дом Мельникова к состоянию 1941 года с оригинальной «золотой» спальней. Обстановка в доме складывается из личных вещей архитектора. Других объектов на придомовом участке не предполагается. В гостиной будут размещены живописные работы Константина Мельникова, в мастерской - несколько работ его сына Виктора. Главный экспонат музея - сам дом. Участок вокруг него покрыт газоном с несколькими деревьями. Запись и оплата экскурсий осуществляется на сайте Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Внучка архитектора Екатерина Каринская имеет право на равноценную ее доле жилую площадь. У дома должен появиться попечительский совет, куда первым войдет Сергей Гордеев, выкупивший у наследников и передавший государству значительную часть дома и архива.

Сергей Чобан, Сергей Глубокин (SPEECH Чобан & Кузнецов)

Предлагается заключить дом Мельникова в подземный бастион с высокопрочной фундаментной основой, чтобы оградить от разрушительного воздействия строительных работ в Кривоарбатском переулке. Полученное подземное пространство можно использовать в качестве музейных площадей, для чего в дальней части двора предлагается разместить входной павильон. Фундаментные конструкции авторы проекта предлагают усилить и «вывесить» дом на буроинъекционных сваях.

Наринэ Тютчева, Петр Попов, Светлана Зезюкина, Глеб Галкин (АБ «Рождественка»)

Архитекторы придумали создать отдельный дом-забор, куда будут вынесены все музейные функции. Движение от калитки, через которую посетители попадают в музей, начинается по пандусу вдоль ограды и приводит в пространство с панорамным окном, откуда открывается вид на дом. Вдоль панорамного окна разместят чертежи дома, сделанные Константином Мельниковым. Здесь же можно будет купить билеты и записаться на экскурсию. На полукруглом стенде-книжке расположится графика Константина и Виктора Мельниковых. За стендом - зона лекций, семинаров и коворкинга. Выйдя на улицу, можно пройти в дом или подняться на крышу-террасу. Попадая внутрь, посетители оказываются в гостях: снимают пальто, надевают тапочки, пьют чай. Мастерская Константина Мельникова размещается на третьем этаже.

Тотан Кузембаев, Антон Шубкин

План такой: возвести бетонную стену высотой около 10 метров (такова высота меньшего из прилегающих к участку зданий), чтобы закрепить таким образом границы участка. В стену предполагается встроить пандус, по которому можно подняться осмотреть дом и окружающую застройку. Вход на пандус осуществляется через минус первый этаж. Со стороны Кривоарбатского переулка стена не замкнута, поэтому остается общественное пространство. Благодаря скамейке на кромке тротуара на площадь закрыт въезд автомобилей. Скамейка, по замыслу авторов, должна иметь температуру, отражающую состояние дома Мельникова. Нормальное состояние соответствует температуре 36,6. Чем хуже состояние дома, тем ближе температура лавки к температуре окружающей среды. Присев на лавку, всегда можно узнать, каково состояние дома. Кроме того, предполагается укрепить фундамент толстой монолитной железобетонной плитой. Музей будет размещен под домом - на уровне существующего фундамента.

Михаил Хазанов, Максим Хазанов

Проект предполагает размещение музейного комплекса в подземном пространстве под историческим владением. Подвальные помещения дома Мельникова и, возможно, дом № 12 по Кривоарбатскому переулку и пространство под ним предполагается соединить с подземными помещениями музея. Такое решение связано с повреждениями конструкций памятника, вызванными, по мнению авторов, активным строительством в районе Арбата.