В московских школах вводится обязательный дресс-код

Единой формы не будет, но и в джинсах в класс не пустят
А.Рюмин/ ИТАР-ТАСС

Единой школьной формы пока не будет, но и в джинсах учащиеся теперь тоже не походят. С нового учебного года повсеместно вводится индивидуальный для каждой школы деловой дресс-код.

Больше всего от этих новшеств выигрывают не дети и не родители, а те, кто форму продает. Например, бренды масс-маркета, у которых есть линии готовой детской одежды

Конечно, когда Владимир Путин в конце прошлого года предложил вернуть школьную форму после двадцатилетнего перерыва, показалось, что речь идет именно об одинаковой и общей для всех одежде. Но уже при первом ознакомлении с проектом поправок к закону «Об образовании» стало понятно, что это не так. Взять хотя бы требования к форме, разработанные думцами, - они мягкие и достаточно абстрактные. В документе говорится, что форма должна соответствовать санитарным правилам, но не уточняется, каким именно, быть светской (в смысле не религиозной), безопасной (без острых, металлических деталей). Отдельно оговаривается, что «форма ни в коем случае не должна быть джинсовой, а, наоборот, должна быть сшита из безвредных натуральных материалов». На самом деле сложно придумать более безвредный и натуральный материал, чем «джинса» - ведь это прочная хлопковая ткань, но, видимо, идеологически неправильная.

Задание для родителей

Окончательный выбор (цвет формы, фасон, что входит в комплект) остается за школами, а не спускается сверху. «В каждой московской школе есть управляющий совет, куда входят и родители, и ученики, и учителя. Этот совет все и решает, предварительно, конечно, проведя родительские собрания или организовав голосование на сайте школы, - пояснила «Пятнице» Людмила Мясникова, председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности Москвы. - И пугаться тут нечего: речь же не идет об одинаковых коричневых платьях с фартуками и синих штанах. Захотят ходить в какой-нибудь школе в костюмах от Пьера Кардена - хорошо, захотят сшить в маленьком ателье - пожалуйста. А может, кто-то просто решит носить жилеты с эмблемой или остановится на одежде в определенной цветовой гамме. Не думаю, что плохо, если дети одеты подобающе. Дресс-код - это внутренняя культура, а не просто внешний вид».

Конечно, дресс-код во многих учебных заведениях существовал и раньше, у некоторых была и унифицированная экипировка с эмблемами школ. Разница лишь в том, что теперь о «подобающей» одежде задумаются не единицы, а все школы. Лариса, мама третьеклассника 1371-й школы с углу­бленным изучением английского языка, рассказала, что у них вводится обязательная форма в младших и средних классах: «Покупать не обязывают в одном месте, но ненавязчиво рекомендуют определенные фирмы и модели. Некоторые родители заказывают форму от дизайнеров. Главное, чтобы был соблюдены требования: цвет - темно-синий, мальчикам жилетки, или пиджаки, или трикотажные блейзеры плюс светлая рубашка, водолазка или поло, костюмные брюки. Сменка только на белой подошве. Девочкам - сарафаны или юбки плюс жилетки или кофты». В некоторых школах, как ни странно, с этого года даже будут послабления: была форма, а теперь - дресс-код. «Раньше у нас была форма такого мышино-серого цвета и низкого качества. С этого года - любого темного цвета и любой фирмы», - говорит Александра, мама учащегося 1554-й гимназии.

Родители в основном нейтрально относятся к введению дресс-кода: в конце концов, удобнее выбирать для ребенка одежду, когда знаешь, какой она должна быть, и не надо особо ломать голову над тем, что надеть. Раздражает родителей то, что в большинстве случаев их ставят перед фактом. «Раньше у нас в средних классах формы не было, только в начальных. А теперь обязали купить одежду в конкретном месте. Не знаю, кто выбрал это место. Впрочем, плюс в том, что стоит все недорого: юбка около 800 рублей, а сарафан или брюки около 1500 рублей», - поделилась Ольга, мама пятиклассника 1265-й школы с углубленным изучением французского языка. «Никто с нами ничего не обсуждал. Нам просто сказали, где купить форму и что клетка должна быть серая. Так что будем учиться и в прямом и переносном смысле в серой клетке», - жалуется Нина, мама второклассницы одной из школ Центрального округа, попросившая номер школы не называть.

Дети с подиума

Больше всего, конечно, от этих новшеств выигрывают не дети или родители, а те, кто форму продает. Например, бренды масс-маркета, у которых есть линии готовой детской одежды. «Мы провели исследование и выяснили, что спрос на деловую одежду для детей последнее время в России устойчиво растет. И в новом сезоне у нас появится даже коллекция «Школьная форма» для учеников всех возрастов», - комментирует Артур Матему, бренд-директор марки MEXX в России.

В детских магазинах в течение всего лета - настоящий ажиотаж. «Повышение продаж мы почувствовали еще в середине июля и к концу августа вообще ожидаем бума», - говорит Карина Чакрян, руководитель отдела франчайзинга марки молодежной одежды Sabotage. А в мультибрендовой «Детской Галерее «Якиманка» считают, что спрос не упадет и осенью. «Пик продаж начнется в середине августа и вряд ли утихнет в сентябре, - говорит Дмитрий Буеклы, генеральный директор магазина. - Вообще прирост данного сегмента в этом году у нас составил 50% (мы закупили в два раза больше одежды). Произошло это в том числе за счет большого количества вещей в классическом стиле: у брендов GF Ferre, Armani Junior, Paul Smith, Junior Gaultier в осенних коллекциях четко прослеживается тема back to school».

Правда, у высокого спроса есть и свои подводные камни. Представители магазинов боятся, что перестараются, стремясь его утолить. «Так как только летом было принято решение в школах о «корпоративных» цветах одежды, многие производители и байеры сделали акцент не на тот цвет. Следствием этого могут стать большие остатки», - считает Карина Чакрян из Sabotage.

Во введении четких требований к внешнему виду учеников заинтересованы и модельеры. Для них это возможность разработать дизайн и выполнять крупные заказы от школ с помощью российских фабрик. Как сделал, например, Вячеслав Зайцев. Совместно с фабрикой «Уфимский трикотаж» он сделал коллекцию одежды для школьников 1-4-х классов. Она включает в себя кардиганы, пуловеры, жилеты, юбки в складку, юбки-шорты и трикотажные повседневные брюки, а также аксессуары - головные уборы, шарфы, гетры, гольфы и проч. Комплект одежды стоит от 3000 до 3500 рублей. «Я отдал предпочтение трикотажу, и неслучайно. Мне кажется, этот материал идеален для детей: не сковывает движения, не мнется. Что касается эстетики коллекции, то мне было интересно сделать одежду в лондонском стиле», - пояснил «Пятнице» Зайцев. За лондонский стиль выступает и Алена Ахмадуллина. «Я бы взялась за изготовление школьной формы с огромным удовольствием. Мне нравится, как одеты английские школьники, а ведь у них системное фундаментальное образование, я англичанам доверяю», - говорит Ахмадуллина. Дизайнер Кира Пластинина тоже призналась, что производство школьной формы - интересная для нее тема. «Мы в данный момент как раз активно работаем над этим, - добавляет дизайнер. - Особенно, мне кажется, школьная форма нужна старшеклассницам. Когда занимаешься с десятью репетиторами, ходишь на курсы и готовишься к поступлению, меньше всего на свете хочется думать, что надеть».

А вот фабрикам, в отличие от дизайнеров, гораздо интереснее было бы, если бы речь шла не о дресс-коде, а об обязательной форме, желательно единой для всех, - тогда российские производители были бы обеспечены крупными заказами. Еще в начале года был создан Национальный союз производителей школьной формы («Союзформа»), куда на сегодняшний день входят 18 российских компаний. Некоторые фабрики уже обшивают региональные школы, но московские компании пока не торопятся включаться. «Да, мы вошли в «Союзформу», но шить для школ пока не собираемся. Заказов нет, законодательной и нормативной базы нет. Все это пока разговоры. А продавать одежду для школьников через магазинные сети нам не выгодно: что, если мы поставим партию одежды, а она не разойдется? Получится, что это зря потраченные время и деньги. Так что продолжаем делать крупные заказы военной формы, как и раньше, - заявил «Пятнице» гендиректор московской организации по пошиву форменной одежды «Прогресс-Стратегия» Сергей Гриценко. В самом руководстве «Союзформы» тоже считают, что массового пошива в Москве в ближайшее время не будет. «По крайней мере, до тех пор, пока на уровне субъекта федерации не будет утвержден единый стандарт формы, как это в настоящее время делается, например, в Брянской области», - отмечает Евгений Томак, председатель Национального союза производителей школьной формы.

Покажут пример

Не исключено, что дресс-код или даже форма будет и у педагогов. Сразу два комитета Госдумы (по вопросам семьи и по образованию) предлагают разработать так называемый Кодекс школьной чести, в котором среди прочего должно быть прописано, в чем ходить преподавателям.

Пока депутаты размышляют, в школе 1420 уже готовы надеть учительскую форму. «Мы встречались с Вячеславом Зайцевым, он придумал для наших учителей дизайн формы, снял с нас мерки. Это будут два комплекта одежды и шесть блузок: пять на каждый день и одна - выходная. Платить учителя будут из своего кармана, - рассказала «Пятнице» Антонина Николаева, директор школы 1420. - Мне кажется важным, чтобы учителя были одеты в форму, причем это же не униформа, а красивая одежда в деловом стиле. Ведь положа руку на сердце мы не все умеем стильно красиво одеваться, а должны служить во всем примером ученикам, и с эстетической точки зрения тоже». Зайцев подготовил для учителей 35 эскизов одежды - классических костюмов с брюками или юбками. «Придуманные фасоны гарантируют идеальную посадку даже на нестандартной фигуре. Одежда для педагогов выдержана в классическом стиле двух направлений: в стиле Коко Шанель с имитацией ткани «гусиная лапка» и конструктивизма, где фигурной вязкой подчеркиваются элементы кроя», - говорит Зайцев. Стоимость таких комплектов - от 3000 рублей.

А в гимназии 1552 действует строгий дресс-код для учителей - черная юбка или брюки, пиджак, блузка. По праздникам к комплекту добавляется шарфик с логотипом школы.