На Сахалин привезли лучшее корейское кино

В Южно-Сахалинске показали фильмы, наиболее уместные для Дальнего Востока: азиатские

Как минимум по причинам чисто географического свойства кинофестиваль «Край света» должен быть признан самым экзотическим в России. До Южно-Сахалинска, где он проводится, раньше добирался редкий кинематографист, а теперь, уже третий год подряд, здесь показывают современное кино и, что едва ли не важнее, привозят гостей со всего света. Местная публика отвечает взаимностью (тем более билеты бесплатные): собирается не только на сеансы, выдерживая подчас фильмы, которые столичный бомонд счел бы слишком заунывными или сложными, но и в палатке у входа в кинотеатр, где до глубокой ночи мучает режиссеров и актеров вопросами.

Фото: outnow.ch, kinopoisk.ru На фото: «Ничья дочь Хэвон» Хона Сан-Су

На фото: «Воры» Чхве Дон-Хуна

Усилиями программного директора Алексея Медведева появился один из немногочисленных в России концептуальных фестивалей. На «Краю света» показывают не просто «всё хорошее, что удалось достать», а фильмы, наиболее уместные для Дальнего Востока: азиатские. Таким образом, главная задача - вписать Россию в восточный контекст, о котором у нас вспоминают недостаточно часто. Но фестиваль этого года - особенный. Немалая часть населения Сахалина - корейцы, бывшие рабы японцев, брошенные здесь в 1945 году и не без труда и жертв адаптировавшиеся к советской власти. В Южно-Сахалинске даже в продуктовых палатках непременно продают корейскую еду, а в некоторых ресторанах есть блюда из собак. Тем вернее идея познакомить зрителей с одной из самых прогрессивных и удивительных кинематографий мира - корейской; именно она оказалась в фокусе «Края света».

Пока приглашенные наслаждались торжественной церемонией открытия, жители города собирались на площади у Дома правительства, где смотрели целой толпой - человек восемьсот, не меньше, - отнюдь не какой-нибудь развеселый отечественный блокбастер, как бывает в Сочи, а провокационный триллер Пака Чхан-Ука «Порочные игры». Первый американский опыт создателя «Олдбоя» обернулся извращенным психоаналитическим исследованием того, как притягательно насилие и безумие - особенно для взрослеющей девочки-пианистки (Миа Васиковска) из хорошей семьи. После смерти отца при таинственных обстоятельствах в доме появляется красавчик-дядя (Мэттью Гуд), к которому явно неравнодушна вдова (Николь Кидман); героиня, Офелия и Гамлет в одном лице, и боится незнакомца, и чувствует влечение к нему. Изысканная работа камеры, эстетское музыкальное сопровождение, полное пренебрежение общепринятыми этическими нормами - что еще нужно для полного кайфа? Судя по благодарной реакции публики, ничего.

В основных программах образовались главные хиты корейского авторского кино: «Пьета» Кима Ки-Дука, чуть меньше года назад получившая в Венеции «Золотого льва» (разумеется, до сахалинского проката не добравшаяся), и сразу два фильма не менее плодовитого Хона Сан-Су - «В другой стране» и «Ничья дочь Хэвон». Радикала Кима в России знают и любят, а Хон предпочитает кровавой резне медитативные разговоры о любви, душе и искусстве. Поэтому, вероятно, режиссер-интеллигент не вписывается в привычный уже штамп «азиатского экстрима» и в наши кинотеатры попасть до сих пор не может. Что не помешало сахалинской публике - в ее числе был ощутимый процент этнических корейцев - принять Хона как родного, адекватно реагируя на его специфический юмор и от души сопереживая героям, студентам и преподавателям киноведческих факультетов Сеула.

Но и поклонникам мейнстрима было чем поживиться. В программе возник еще один обязательный пункт - «Воры» Чхве Дон-Хуна, самая успешная картина за все время существования страны. Национальное кино и без того пользуется в Корее большей популярностью, чем голливудские хиты, а этот фильм посмотрел каждый четвертый кореец. Виртуозная криминальная комедия оставляет позади все три серии «Друзей Оушена». Кстати, центральных персонажей здесь не меньше, чем там, и диалоги написаны на пяти языках: корейском, японском, двух китайских - кантонском и мандаринском, а еще на английском. Две команды высокопрофессиональных жуликов пытаются украсть самый большой бриллиант в мире из казино в Макао - но потом выясняется, что каждый из них собирается подставить партнеров. Тугой узел из уморительных гэгов, неправдоподобных трюков и неожиданных сценарных поворотов заставляет позавидовать корейцам жгучей завистью: представить себе российский блокбастер такого класса - фантазии не хватит.

Это лишь несколько пунктов богатой программы фестиваля «Край света». Однако и москвичам есть чему порадоваться: «Порочные игры» вот-вот выйдут на DVD (прокатчики не рискнули выпустить его на широкие экраны), а с 11 по 16 сентября в кинотеатре «35 мм» пройдет фестиваль свежего корейского кино Kolors.