Начинается новый театральный сезон

Этой осенью зрителей Москвы и Санкт-Петербурга ждут спектакли живых классиков и молодых режиссеров
«Божественная комедия» Эймунтаса Някрошюса/ Дмитрий Матвеев

Прошлый театральный сезон выдался ярким - страсти кипели и вокруг премьер, и вокруг смены руководства театров. Судя по количеству заявленных событий, насыщенной окажется и осень. «Пятница» помогает сориентироваться в наступающем сезоне.

Фестивали

Осень в Москве и Петербурге - традиционное время фестивалей; этим не удивишь. Однако в нынешнем году количество знаменитых режиссерских имен в программах просто зашкаливает: от Питера Брука и Роберта Уилсона, чью «Последнюю ленту Крэппа» привезут в октябре на фестиваль моноспектаклей Solo, до Кристофа Марталера, Люка Бонди и Алвиса Херманиса.

Это важно - можно будет увидеть работы лидеров театрального процесса, часть из которых живые классики. Понятен и расчет организаторов: широкая публика реагирует именно на бренды и не очень любит рисковать.

Хотя в этой тяге зрителя к стабильности кроется и свой парадокс. Арт-директор фестиваля NET - Новый европейский театр, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова отмечает: вообще-то фестивальный зритель - особый, он и отличается от обычного тем, что запрограммирован на поиск нового.

«Во всяком случае, на Западе, - уточняет она. - И я скорее могу представить, что у тамошней публики не вызовет интереса спектакль усталого мэтра, чем что ей будет безразлично новое режиссерское имя, на которое обратили внимание критики. Фестивальный зритель в России на поиск нового не запрограммирован, он предпочитает раскрученные имена. Помню, как пустовал зал, когда в 1999 году мы впервые привезли на NET Алвиса Херманиса. Но если уж режиссер оказывается у нас признан, он в очень скором времени превращается в икону, включается в некий пантеон. На него будут ходить, даже если он давно вышел в тираж. Неудивительно, что на наши фестивали так часто приезжают спектакли многолетней давности, что, кстати, совершенно не принято в Европе. Это не камень в организаторов фестивалей - такова наша специфика».

Два солидных театральных смотра - питерский «Балтийский дом» (начинается 4 октября) и московский «Сезон Станиславского» (с 26 октября) будто соперничают друг с другом в представительности: на обоих, в частности, покажут недавние работы Эймунтаса Някрошюса по Данте и спектакли авторитетного бельгийца Люка Персеваля. Только если в Петербург привезут «Братьев Карамазовых» Персеваля (премьера состоялась этим летом), то в Москву - спектакль «Там за дверью», о немецком солдате, вернувшемся с войны.

Программа «Сезона Станиславского» в этом году вообще целиком звездная. Оценить мастерство крупных артистов Мартина Вуттке и Клауса Марии Брандауэра можно будет в спектаклях «Мнимый больной» и «Последняя лента Крэппа». Комедию Мольера поставил сам Вуттке, а режиссер моноспектакля по Беккету - Петер Штайн. Он знаменит своим бережным, дотошным отношением к авторскому слову, и даже по фотографиям его «Последней ленты Крэппа» заметно это желание сохранить все до последней ремарки. Грим Брандауэра в точности соответствует описанию, данному Беккетом (седые космы, багровый нос), а сам актер в интервью говорил, что играет одновременно и стареющего художника, и человека с угасающим сознанием, возможно, уже и не способного к анализу прошлого.

Громко откроется 17 ноября фестиваль NET - покажут King Size Кристофа Марталера. Заявлен в программе и Питер Брук. «Волшебная флейта» - один из лучших спектаклей Брука позднего периода, пронзительное прощание с миром театра, - рассказала «Пятнице» Марина Давыдова. - А King Size Марталера - редкий для этого швейцарского режиссера спектакль малой формы. Это своего рода театральный комментарий к его же собственным хитам, вроде My Fair Lady, повествующий о том, как стирается грань между массовым искусством и заигранной до дыр классикой».

Впрочем, будут на NET, в самом названии которого заключена идея эксперимента, и несколько новых имен. Среди них, по словам Давыдовой, «Филипп Кен, давно уже ставший важной фигурой французского театра, но совершенно не известный в России».

Также тем, кто не боится рисковать, стоит пойти на фестиваль «Территория» (с 1 октября). Там покажут, например, «Первую материю» греческого режиссера Димитриса Папаиоанну: спектакль без слов и музыки, больше похожий на перформанс, где два актера - обнаженный и одетый в строгий черный костюм - словно изучают друг друга. Это будет первый приезд Папаиоанну в Россию.

Назначения

Если основа большинства фестивальных программ осени - это все-таки ставка на проверенное, то реорганизация театров двух столиц, напротив, движение в неведомое. Что представят публике недавно назначенные худруки - самая горячая интрига сезона. В некоторых случаях разъяснится она не скоро: новый главный режиссер питерского БДТ Андрей Могучий сегодня прежде всего озабочен ремонтом Большой сцены, а Борис Юхананов и Клим, возглавившие в Москве Театр им. Станиславского и Центр драматургии и режиссуры, несколько месяцев проведут в репетициях.

Начинает свой первый сезон в качестве художественного руководителя московского театра «Практика» и Иван Вырыпаев. «Главная задача «Практики» сегодня - это интеграция театра в городскую среду, - рассказал он «Пятнице». - Так, собственно, «Практика» изначально и была задумана. Мы хотим, чтобы человек приходил сюда в девять утра и уходил поздно вечером. Мы будем говорить на важные социальные, политические, духовные темы с людьми, которые живут в этом городе, но выпускать собираемся не один спектакль, а блок связанных между собой событий. Например, наша сентябрьская премьера «Красная птица» - это открытие двух новых имен: белорусского драматурга Павла Рассолько и Войтека Урбаньского, восходящей звезды польской режиссуры. Это размышление о том, как деградирует обывательское мышление, анализ среды, в которой живет обычный человек. На примере Беларуси - хотя это могли бы быть и спальные районы Москвы. Развить эту тему мы зовем Андрея Кончаловского, который прочтет лекцию о русской ментальности».

Еще одна новая работа «Практики» - спектакль-концерт «Сахар», где семь актеров-музыкантов во главе с самим Вырыпаевым тоже затронут актуальные темы: от вопросов веры до получения американской визы. Собираются здесь провести и грузинский вечер, с показом короткометражек, музыкантами-электронщиками, поэтами. «Сегодня на фоне законов, которые принимает правительство, - объясняет Вырыпаев, - мы хотим говорить о налаживании коммуникаций. И если сформулировать мою миссию на эти три года руководства «Практикой», то она в том, чтобы показать людям, что они живут в мире разного сознания».

А 30 августа на сборе труппы глава петербургского Александринского театра Валерий Фокин представил главного режиссера Новой сцены Марата Гацалова. Программа, которую Гацалов собирается реализовать на этой площадке, ставит перед собой несколько задач. В том числе исследование новых форм театра, освоение мультимедийных возможностей сцены, привлечение к постановкам труппы Александринского театра, а также магистрантов, которые этим летом поступили в Петербургскую театральную академию на курс Валерия Фокина, Андрея Могучего и Александра Чепурова. По словам куратора спецпрограмм Новой сцены Полины Васильевой, в планах превратить площадку в современный театральный культурный центр. Что станет первой постановкой нового главного режиссера, пока не решено. Известно, что в октябре там покажут спектакли ON-театра, а в ноябре - две премьеры от Инженерного театра «АХЕ» с участием артистов Александринки.

Премьеры

Понятно, что невозможно даже просто упомянуть все премьеры осени - да и заранее не известно, какие из них окажутся действительно важными. Но вот небольшая выборка.

В октябре - фантазия Лаборатории Дмитрия Крымова в «Школе драматического искусства» под названием «Оноре де Бальзак. Записки о Бердичеве». Под заковыристым заголовком скрываются «Три сестры» Чехова.

Тогда же - новая работа Юрия Бутусова, после недавнего «Доброго человека из Сезуана», возможно, самого любимого режиссера театральной Москвы. Этот непредсказуемый человек удивил уже на уровне начала работы: собирался ставить в «Сатириконе» те же «Три сестры», но поменял свои планы - и теперь сезон театра откроется «Отелло» с Денисом Сухановым, Полиной Райкиной и Тимофеем Трибунцевым.

И еще одна октябрьская премьера - «Укрощение строптивой» в Театре наций: комедию Шекспира выпускает молодой Роман Феодори. Понятно желание театра предложить роль вспыльчивой Катарины Чулпан Хаматовой, и нетрудно представить себе, как она ее сыграет. Но интереснее посмотреть на Максима Аверина в роли Петруччио - наверное, многие не догадываются о том, что звезда сериалов на самом деле хороший драматический артист.

В ноябре Деклан Доннеллан в Театре им. Пушкина представит премьеру другой пьесы Шекспира - «Мера за меру», поставленную совместно со своим лондонским театром Cheek by Jowl.

А МХТ им. Чехова в конце осени думает выпустить «Братьев Карамазовых» Константина Богомолова - вспоминая, какие копья ломались в прошлом сезоне вокруг его «Идеального мужа», можно не сомневаться, шуму будет много.