Откуда в Николо-Ленивце необычные металлические скульптуры

Архитектурно-кузнечный фестиваль «Архкузница» в этом году был посвящен русскому космизму
Так выглядит инсталляция «Турбина» художников Анны Андроновой и Гульназ Ханзафаровой

Тема нынешнего архитектурно-кузнечного фестиваля «Архкузница» - русский космизм - соответствует не столько времени, сколько месту. Космос - первое, что приходит в голову, когда говоришь о Калуге (арт-парк «Никола-Ленивец» расположен в Калужской области), и, кажется, последнее, что ассоциируется с кузнечным делом. В этом году все объекты, показанные на «Архкузнице» 13-24 августа, посвящены идее падения на землю условного небесного тела, которое художники могли представить в виде любого артефакта, так или иначе связанного с понятием космоса. Куратор фестиваля, руководитель московского бюро «Проектная группа А2» Петр Виноградов объясняет свою задумку так: «Мы хотели не только воскресить мечту о небе, но и напомнить людям о том недалеком прошлом, когда именно русские ученые и философы подарили человечеству мечту о покорении космоса».

Художник Илья Скуратов, автор одного из самых необычных объектов фестиваля - «Бионической космоматрешки», рассказывает: «Моя матрешка по форме напоминает космическую капсулу - это отвечает концепции фестиваля. Она выполнена целиком из металла, внутри рядами расположены цилиндры. Работа кропотливая: сначала нужно было сделать выкройки из листового металла, а затем собрать детали в целостную конструкцию в форме матрешки. Работать приходится, используя болгарки, молотки, резаки по металлу. Почему матрешка? Ну да, это один из самых избитых и потому непростых образов. Именно поэтому стало интересно поработать с ним».

Технически задача для участников «Архкузницы» состояла в том, чтобы вручную создать металлические модели (высотой не более 4-6 м), которые в дальнейшем должны превратиться в полномасштабные (до 15 м) скульптуры. Архитекторы и художники две недели работали под руководством настоящих кузнецов, в том числе на старых станках, которые в 1980-1990-е использовались на авиационных заводах. Повсюду были разбросаны лопаты, молотки, прутья, доски, рваные куски металла, заржавевшие ложки и вилки. Все то, что казалось привычным извлекать из земли, на жителей окрестностей падало прямо с неба. Космическая археология - так это было бы правильно назвать. Кроме того, Татьяна Шулика и Вячеслав Колейчук читали участникам фестиваля лекции об истории авангардной скульптуры и русском космизме.

Несмотря на «макетный» формат объектов, получилось впечатляюще. Так, Анна Андронова и Гульназ Ханзафарова придумали разместить прямо посреди поля фрагмент упавшего самолета с огромными турбинами, глубоко - от силы удара - вошедшими в землю. Символизм этой инсталляции под названием «Турбина» впечатляет: небо рано или поздно возвращает нам все то, что мы сами когда-то изобрели, чтобы хоть как-то приблизиться к нему. «Для нас это новый опыт, мы никогда так не работали, - признаются архитекторы, - обычно или делали просто проект и он не воплощался, или его делал кто-то еще. Мы никогда не ездили на фестивали, это впервые. Уже попробовали все инструменты: болгарки, сабельные пилы, трубогиб, все получается и все безумно интересно».

Принять участие в «Архкузнице» могли не только профессиональные архитекторы, дизайнеры, художники из России и зарубежья, но и все желающие. Достаточно было прислать эскизы функциональных или арт-объектов из металла (от настольной лампы до фонарного столба). В экспертное жюри, которое отбирало участников фестиваля, вошли скульптор Вячеслав Колейчук, архитектор Алексей Бавыкин и главный представитель российского ленд-арта Николай Полисский.

Металлические арт-объекты останутся на территории «Мехдвора» - бывшей мототехнической станции, ныне переоборудованной под мастерские. Это станет началом преобразования территории арт-парка в масштабную художественную площадку. Некоторые из скульптур организаторы обещают установить в общественных пространствах Москвы и Калуги.

nikola-lenivets.com